Приёмная комиссия: +7 (3812) 26-54-99
Приёмная ректора: +7 (3812) 62-59-89

13/07 №2(34)-2020

Содержание

№ 2 (34) за 2020 г.

Автор

Название

Аннотация

Ключевые слова

Текст статьи

Страницы

 

И. В. Бабичева

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-ВИЗУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SCORM-ТЕХНОЛОГИЙ

 

В статье рассматриваются методические аспекты обучения математике в высшей школе с использованием технологий для дистанционного обучения. Обращается внимание на неумение обучаемых переносить полученные знания, умения и навыки на решение практических задач. В процессе анализа традиционных методик обучения математике выявляется превалирование абстрактной подачи учебного материала по сравнению с образной подачей. В силу того, что у большинства обучаемых превалирует не абстрактно-теоретическое, а образное мышление, делается вывод о необходимости учета психо-физических особенностей обучаемых при выстраивании методики обучения математике. Среди новых подходов к обучению выделяется когнитивно-визуальный подход, который базируется на оптимальном использовании резервов визуального мышления обучаемых, предполагает интеграцию новых знаний с имеющимися. Показана реализация данного подхода в обучении высшей математике с использованием технологий дистанционного обучения. Предлагаются варианты методического наполнения приложений для пакетов «Первичная обработка статистических данных» и «Решение задач на рыночное равновесие». Акцентируется внимание на использовании анимации при объяснении базовых понятий математической статистики, интегрального исчисления. Показаны варианты организации двух режимов обучения: режим самообучения и режим оценки знаний. Прописано содержание смонтированного авторами развлекательно-познавательного видеофайла «О статистике в шутку и в серьез». В видеофильм включены изречения великих людей о статистике, диалоги героев образовательного комикса «Занимательная статистика», раскрывающие суть базовых понятий математической статистики. Как дополнительное средство мотивации к обучению, предлагаются ситуации выхода на решение практических задач. Видеофайл «О статистике в шутку и в серьез» содержит реальную историю, в которой показывается «работа» кривой Гаусса. В видеофайле «Сбор статистических данных» показывается процедура замера студентами веса, роста, давления, пульса для дальнейшей обработки студентами полученных статистических данных. Результаты могут быть применены при разработке курсов для дистанционного обучения математике.

 

когнитивно-визуальный подход, SCORM-приложения, SCORM-технологии, статистика, интегральное исчисление, рыночное равновесие.

 Скачать

5-15

 

И. А. Бижова

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕБ – РЕСУРСА BIGBLUEBUTTON

 

В данной статье, которая является актуальной на сегодняшний день, рассматривается вопрос эффективного применения дистанционных образовательных технологий с использованием онлайн обучения студен-тов в вузе. Раскрыты определения онлайн обучения и дистанционных образовательных технологий. Рассмот-рены основные виды организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В статье представлены возможности и формы использования обучающей среды Moodle с применением BigBlueButton для проведения лекционных, лабораторных, практических занятий в вузе, на примере дисциплин «Практика устной и письменной речи обучения английскому языку» и «Методика обучения иностранному языку». Рассматривается история возникновения сервера и дается определение BigBlueButton, которое представляет собой открытое программное обеспечение для организации веб конференций. Выделены преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при планировании преподавателем использования сервера веб конференций BigBlueButton в образовательном процессе. В рамках проведенного исследования была реализо-вана главная задача выделения возможных преимуществ использования данного веб-ресурса на занятиях в вузе. Исследование показало, что организация образовательной деятельности студентов вуза очной и заочной формы, поставив в равные условия всех участников образовательного процесса с применением BigBlueButton, обеспечивает проведение всех видов занятий в электронной информационно коммуникационной образовательной среде университета. Разработанная модель проведения онлайн занятий (лекция, семинар, практикум, лабораторное занятие, консультация) с использованием сервера веб-конференций BigBlueButton является универсальной и дает возможность внедрять интерактивные формы работы в вузе. Представлен алгоритм действий преподавателя в созданной нами модели.

 

дистанционные образовательные технологии, онлайн – обучение, обучающая среда Moodle, веб – сервис BigBlueButton, веб – конференция.

 Скачать

16-22

 

И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин

 

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ И МАТЕМАТИЧЕСКИМИ АСПЕКТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОЛЕБАНИЯ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

В статье, главным образом, обсуждается соотношение между физическими и математическими аспектами при преподавании свободных, затухающих и вынужденных колебаний в техническом ВУЗе будущим бакалаврам техники и технологии. Во-первых, мы предлагаем преподавать данный раздел с использованием понятий обобщённой координаты, обобщённой скорости, обобщённого импульса, обобщённой массы, обобщённой жёсткости. Это позволяет объединить изучение очень разных в физическом смысле колебаний: механических, электрических и других (например, колебаний стрелки компаса в магнитном поле). Во-вторых, мы подчёркиваем, что математически эти колебательные процессы описываются линейными дифференциальными уравнениями (часто неоднородными), для которых в некоторых учебниках математики приведён эффективный алгоритм построения решения (иногда он называется методом вариации постоянных Лагранжа, иногда о нём упоминают как о принципе Дюамеля). Мы показываем, что в стандартных учебниках по общей физике при изложении данных тем этот алгоритм не рассматривается. В результате, как это часто бывает в технических ВУЗах, возникает разрыв между физикой и математикой, который снижает эффективность изучения обеих дисциплин. При изучении математики в техническом ВУЗе всегда важно показывать, для решения каких физико-технических задач данный материал применяется. В статье предложен новый подход к изложению раздела «Колебания», который включает в себя упомянутый нами эффективный математический алгоритм (метод Лагранжа). Этот алгоритм применён к случаю вынужденных колебаний вблизи резонанса, который традиционно рассматривается в технических ВУЗах, а также к случаю вынужденных колебаний вдали от резонансных частот.

 

преподавание физики во ВТУЗе, связь с преподаванием математики, гармонический осциллятор, метод Лагранжа..

 Скачать

23-29

 

В. А. Далингер

 

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

 

В статье рассматриваются позитивные и негативные результаты перехода российской системы образования с моноуровневой на многоуровневую систему образования, продиктованный требованиями Болонской декларации, которую Россия в 2003 году подписала. Внимание уделено тем позитивным сторонам, которые имели место в российской системе образования, когда подготовка профессиональных кадров шла через специалитет. Особый разговор ведется о качестве в современных условиях российского математического об-разования, отмечаются те проблемы, которые имеют место в связи с переходом на многоуровневую систему образования; анализируются мнения ученых, административных работников органов образования о переменах, происходящих в отечественной системе образования; о проведении ЕГЭ; о влиянии на модернизацию системы образования рекомендаций, содержащихся в докладах Всемирного банка; о тенденции, выражающейся в сокращении числа часов в учебном плане на профильные дисциплины, в частности на математику; о результатах российских школьников, участвующих в международных математических олимпиадах, ведется исторический экскурс проблемы развития олимпиадного движения как российского, так и международного; сравниваются результаты школьников, участвующих в международных математических олимпиадах за 29 лет при СССР и за 28 лет, когда Россия стала самостоятельным государством и делается вывод о том, что пер-вые результаты были значительно выше вторых результатов; о проведении ЕГЭ по русскому языку и мате-матике за последние годы и анализируются их результаты. Аргументируется целесообразность возвращения российской системы высшего образования на подготовку профессиональных кадров через специалитет.

 

российская система математического образования, требования Болонской декларации, результаты российской многоуровневой системы образования.

 Скачать

30-35

 

Е. В. Куликова

 

ОБЗОР И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Эффективность организации учебного процесса с применением дистанционных технологий зависит от многих факторов: используемых методов и средств обучения, профессиональных и личностных качеств преподавателя, наличия мотивации к обучению у студентов, возможностями образовательной организации в использовании дистанционных технологий и др. Эффективное внедрение электронного обучения и дистанционных технологий во многом базируется на оптимальном выборе программных и инструментальных средств, соответствующих конкретным требованиям. В статье представлены результаты анализа программного обеспечения, применяемого для дистанционного обучения. Выделяются две группы программных средств: интегрированное и специализированное для выполнения конкретных задач. Анализируются дидактические возможности и технические характеристики систем дистанционного обучения и специализированных инструментов для создания отдельных компонентов электронных курсов и сопровождения процесса дистанционного обучения. Выделены направления, в которых представлены программные решения интегрированных систем. Перечислены системы дистанционного обучения, завоевавшие популярность в России. Перечислены коммерческие проекты и Open Source решения. Выполнено сравнение платформ систем дистанционного обучения: Moodle, iSpring Learn, WebTutor, модуль «Обучение, тестирование» фирмы «1C Битрикс». Рассмотрены дидактические возможности интегрированного программного обеспечения. Дано описание инструментария, видов заданий и форм проведения занятий, используемых преподавателями Сибит в системе Moodle. В качестве примера представлены структура, состав и описание электронного учебно-методического комплекса, созданного для системы Moodle. Сделан вывод том, что современное программное обеспечение, и в первую очередь интегрированные системы играют важную роль в дальнейшем развитии дистанционного обучения.

 

дистанционные технологии, системы дистанционного обучения, интегрированные системы, специализированное программное обеспечение, дидактические средства.

 Скачать

36-42

 

Л. С. Лукьянченко, Н. М. Костихина

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

 

Проблема исследования заключается в обосновании возможности использования тематического апперцептивного теста для выявления индивидуальных особенностей студентов при развитии конструктивного поведения будущих тренеров. Целью нашего исследования является изучение эффективности использования ТАТ как средство выявления индивидуальных особенностей студентов в процессе формирования конструк-тивного поведения. Методология. Исследование проводится на основе методов педагогического наблюдения, педагогического эксперимента. Результаты: Для выявления индивидуальных особенностей студентов – логичности и самостоятельности решения конфликтных ситуаций, мы использовали модифицированный вариант тематического апперцептивного теста. Об уровне проявления этих особенностей мы судили по степени их выраженности и оценивали в баллах от 4 до 1 (четыре уровня).

В процессе исследования нами были выделены уровни сформированности конструктивного поведения студентов физкультурного вуза. Критерии выявления уровней сформированности конструктивного поведения студентов определялись от анализа фактического материала конфликтной ситуации. Мы выделили четыре уровня сформированности конструктивного поведения студентов. Четвертый уровень оценивался в 4 балла и характеризовался нами как оптимальный. Данный уровень отличается оптимальным развитием конструктивного поведения, студент полностью осознает условия ситуации, выполняет глубокий анализ причин по-ступков спортсменов, выносит правильное и обоснованное решение. Третий уровень. Достаточный уровень развития конструктивного поведения, отвечают условиям, когда студенты проявляют творческий подход и дают правильное решение, но оно опирается на частично необоснованные факты, о которых в ситуации не говорится. Как правило, это случаи из их жизни, литературы, спорта, интернета, которые тронули испытуемого и в данный момент определили его взгляд на конфликт студенты на данном уровне давали краткий анализ ситуации, решение правильное, но не обосновано (3 балла). Второй уровень (допустимый): короткий, хотя логичный анализ ситуации, в решении ситуаций присутствовали нарушения последовательности, привнесение примеров из личной жизни, которое не дает возможности объективно разобраться в предложенной ситуации. При решении конфликтных ситуаций предложенное решение не обосновалось, причины не анализировались. Студенты, которые давали решения на данном уровне не умели доказывать свои рассуждения (2 балла). Первый уровень (критический (деструктивный): полное неумение разобраться в ситуации, выдвижение лож-ных положений при полном неумении доказать выдвинутое положение, построить обоснование и логическое рассуждение. Как правило, решение носило антипедагогический характер.

Выводы: Индивидуальные особенности, проявившиеся на разных уровнях сформированности конструктивного поведения, заключаются в следующем:

Решения на «оптимальном» (IV) уровне даются без «уходов». На остальных уровнях преобладают различные варианты «уходов»: подменяющий «уход» на «достаточном» (III) уровне; формальное построение на «допустимом» (II) уровне, описательный, подменяющий и разветвленный «уходы» на «критическом» (I) уровне.

На «оптимальном», «допустимом» и «критическом» уровнях преобладает действенная позиция испытуемых. Но на «критическом» уровне проявились все четыре позиции (действенная, созерцательная, агрессивная, пассивная).

 

конструктивное поведение, тематический апперцептивный тест, индивидуальные особенности, конфликтные ситуации, профессиональная подготовка, студенты.

 Скачать

43-48

 

Ю. В. Мартынова

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ

 

Целью настоящей статьи является изучение методических аспектов обучения грамматической стороне речи студентов младших курсов на занятиях по французскому языку с применением вики-технологии. Вики-технология сравнительно недавно начали применять в процессе обучения иностранным языкам, т.к. это достаточно трудоемко и не всегда есть для этого технические возможности. В статье рассматривается возможность применения вики-технологии при обучении грамматической стороне речи. Для этого были рассмотрены грамматические навыки, которые должны быть сформированы у студентов младших курсов педагогического вуза, этапы их формирования. Также изучены особенности вики-технологии, представлены дидактические свойства и методические функции каждого из них (публичность, нелинейность, мультимедиа, доступ к истории создания документа, гипертекстовая структура), которые необходимо учитывать при развитии языковых навыков обучающихся. Были выделены этапы работы вики-технологии (подготовительный, исполнительский, практический, заключительный) и соотнесены с содержанием этапов формирования грамматических навыков (ознакомительный, подготовительный, стандартизирующий, варьирующий) на занятиях по французскому языку. Анализ результатов работы в рамках вики-технологии показал, что студенты младших курсов быстро и качественно усвоили достаточно сложное грамматическое явление французского языка Subjonctif présent, создавая вики-проект, о чем свидетельствуют положительные отметки за проверочную письменную работу по пройденной теме и их устные высказывания с использованием новой грамматической конструкции. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что вики-технология может достаточно успешно применяться на занятиях по иностранному языку при обучении грамматической стороне речи.

 

грамматическая сторона речи, грамматический навык, веки-технология, вики-проект, интернет-ресурсы.

 Скачать

49-53

 

С. В. Матюшенко

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

В статье описывается опыт преподавания учебной дисциплины «Психология» с применением информационно-моделирующей технологии обучения. Цель работы – показ возможностей применения информационно-моделирующей технологии обучения при преподавании учебной дисциплины «Психология». Информационно-моделирующая технология обучения описана согласно порядку анализа педагогических технологий, предложенной Г.К. Селевко. Автор статьи пришел к следующим основным результатам: у обучающихся, работающих в системе координат информационно-моделирующей технологии обучения, появляется четкая картина всех психических процессов; с помощью информационно-моделирующей технологии обучения будущий сотрудник правоохранительных органов учится создавать ту информационную модель, которая приведет не только к учету психологических знаний в его деятельности, но и поможет раскрытию преступления; преподавание учебной дисциплины «Психология» с применением информационно-моделирующей технологии обучения демонстрирует преимущества: по организации учебного процесса, по учебной ситуации на занятии; по психологической обстановке на занятии. Также была осуществлена оценка результативности информационно-моделирующей технологии обучения при преподавании учебной дисциплины «Психология», которая проводилась в течение трех лет: 2015/16 учебный год, 2016/2017 учебный год и 2017/2018 учебный год. Выборка испытуемых составила 381 человек. Исследование проводилось на втором и третьих курсах Омской академии МВД России и третьих ЗЮ курсах) Сибирского юридического университета (ранее – Омской юридической академии) в течение 4 и 6 семестров каждого из учебных годов. Полученные результаты могут быть применены при преподавании тех учебных дисциплин, в которых присутствуют множество явлений одного порядка, требующих детального изучения.

 

преподавание, психические процессы, информационно-моделирующая технология обучения, учебная дисциплина, ощущение.

 Скачать

54-60

 

В. К. Разгоняев

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

 

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости внедрения технологий виртуализации при обучении программированию. Особенно это полезно при изучении элементов низкоуровневого программирования, что позволяет дать студентам основу для освоения высокоэффективных методов программной разработки. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: в качестве надежного инструментария для низкоуровневого программирования используется хорошо зарекомендовавшее себя, унаследованное программное обеспечение; основной базой для этого служит использование современных технологий виртуализации, в частности, использование виртуальных компьютеров. В данной работе рассматривается методика применения виртуальных компьютеров в процессе прохождения курсов, связанных с компьютерными технологиями. В качестве иллюстрации использования рассматриваемой методики приводится практический пример изложения темы, связанной с рассмотрением архитектуры микропроцессоров и программированием на языке ассемблера. Чтобы не использовать дорогостоящее программное обеспечение, которое, к тому же, как правило, требует лицензии, применяется унаследованная утилита DEBUG. Данная утилита входит в состав свободно распространяемой операционной системы FreeDOS. Работа в данной системе позволяет учащимся одновременно усвоить необходимые навыки работы с командной строкой. Наиболее эффективным способом работы в операционной системе FreeDOS является установка ее на виртуальный компьютер. В данной работе для этой цели используется виртуальный компьютер Oracle VM VirtualBox. Все используемое программное обеспечение находится в свободном доступе, является бесплатным, не требует лицензии и не занимает больших объемов памяти на компьютере, что очень удобно для образовательных учреждений. На начальном этапе изучения архитектуры процессора наиболее полезна утилита DEBUG, которую можно использовать для ассемблирования и изучения работы небольших фрагментов программ, демонстрирующих программирование простых арифметических выражений. В то же время изучение этих фрагментов позволяет продемонстрировать основные методы использования разных типов регистров на этапе исполнения программ. Использование трассировки программ дает возможность детально изучить, к чему приводит действие каждой команды, и дает наглядное представление о работе микропроцессора. В работе отмечается также наличие двух разных типов виртуальных компьютеров, используемых в образовательном процессе. Одни из них обеспечивают эмуляцию реальных процессоров и компьютерных элементов, другие являются лишь программной реализацией процессоров стекового типа и используются для компиляции высокоуровневых программ в программы для процессоров определенного типа. Приведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и дать соответствующие рекомендации. Использование низкоуровневых элементов программирования позволяет заложить прочную основу глубокого понимания сущности разработки программ и возможности реализации высокоэффективных методов программирования. В наиболее полном объеме использовать имеющийся инструментарий программных средств позволяет практическое внедрение виртуальных компьютеров. Исходя из этого рекомендуется как можно шире внедрять в практику использование технологий виртуализации и низкоуровневого программирования.

 

виртуализация, виртуальный компьютер, операционная система, утилита DEBUG, язык Ассемблера, архитектура микропроцессора, регистры.

 Скачать

61-66

 

Н. Н. Савельева, А. В. Орлова, Т. Л. Денисова

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

 

В данной статье представлены и обоснованы педагогические условия формирования профессиональной иноязычной компетенции будущего инженера: интеграция компетентностного и контекстного подхода в обучении; интеграция традиционных и инновационных методов обучения иностранному языку (рrofessional task-based learning), разработка и применение профессионально ориентированных коммуникативных учебных заданий. Проанализированы требования к иноязычной компетентности будущего инженера, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых, в критериях Европейской Федерации Национальных Инженерных Ассоциаций, в профессиональных стандартах (инженерно-технический профиль и ИКТ), компетентностной структуре ФГОС. Изучены возможности контекстного подхода (А.А. Вербицкий) для повышения качества иноязычной профессиональной подготовки будущего инженера, преодоления разрыва между теорией и практикой, формирования ориентационной основы профессиональной деятельности, которая может быть сформирована в период обучения в вузе. Проанализированы методы обучения иностранным языкам в техническом вузе: грамматико-переводной, который был доминирующим с середины 20века, заключался в изучение лексики специальности, работе с текстом; коммуникативный метод, внедряемый с конца 20 века, направленный на формирование навыков профессионального общения. Предложена система упражнений на основе учебного курса «Cambridge English for Engineering», предназначенного для инженеров-механиков, инженеров–электриков, инженеров гражданского строительства. Система заданий характеризуется квазипрофессиональной направленностью: выполнение профессионально ориентированных заданий, выполнение профессиональных функций на иностранном языке, таких как описание технических проблем, обсуждение технических характеристик, разработка и описание новых инструментов и оборудования. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка колледжа, вуза для организации профильно-ориентированного учебного процесса, разработки профессионально ориентированных заданий, написания учебников, учебно-методических пособий.

 

компетентностный, контекстный подход, профессиональные стандарты, технический, коммуникативный метод, квазипрофессиональный, направленность, задания.

 Скачать

67-71

 

И. О. Сайфурова

 

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ИНФОРМАТИКА»

 

Целью статьи является обоснование необходимости совершенствования методики обучения программированию бакалавров образования профиля «Информатика». Для достижения данной цели проводится анализ научной литературы, нормативные документы, рассматриваются научные исследования по методике обучения программированию. Выявлены сложности, определивших ряд причин, которые влияют на качество результатов изучения языков программирования бакалаврами в педагогическом вузе. Одной из причин является то, что в перечне вступительных испытаний в педвузах отсутствует экзамен по информатике. Соответственно наблюдается низкая мотивация выпускников школ к изучению языков программирования, а следова-тельно низкий уровень алгоритмической культуры и системного мышления у большинства студентов, посту-пивших на образовательную программу подготовки бакалавров образования профиля «Информатика». С целью обоснования актуальности данных проблем на базе Павлодарского государственного педагогического университета среди обучающихся 1 курса специальности «Информатика» было проведено констатирующее исследование, включающее анкетирование и входное тестирование. Результаты данного исследования подтверждают необходимость совершенствования методики обучения программированию в педагогическом вузе. В статье осуществлен анализ научных исследований по методике обучения программированию школьников и студентов, изучены исследования, раскрывающие дидактический потенциал персонализированного подхода в обучении, отражены исследования, направленные на обучение информатике на основе мобильных технологий; сделан вывод о необходимости разработки такой методики обучения, которая будет основана на идее интеграции существующих методик и персонифицированных образовательных запросов бакалавров с использованием мобильных технологий; определены основные направления совершенствования методики обучения программированию будущих учителей информатики.

 

методика обучения программированию, будущий учитель информатики, персонали-зированный подход в обучении.

 Скачать

72-77

 

Е. Г. Сорока

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Статья посвящена вопросам подготовки будущих ИТ-специалистов к работе в команде в условиях дистанционной занятости. Актуальность темы обусловлена тем, что междисциплинарный характер деятельности требует от современного ИТ-специалиста не только развитых компетенций ведения проектной и аналитической работы, но и сформированной способности к дистанционной командной работе в условиях поли-профессиональной группы. Целью данной статьи является обоснование целесообразности внедрения методов дистанционного обучения в процессе подготовки студентов направления подготовки «Прикладная информатика» к групповой проектной и аналитической деятельности. Для достижения поставленной цели проведен анализ исследований, посвященных дистанционному образованию, определена структура и содержание комплекса профессионально-ориентированных задач, предлагаемых студентам на разных курсах обучения, приведены примеры формулировок заданий, а также рассмотрены методы организации дистанционного обучения в процессе решения задач. В статье акцентировано внимание на том, что в ходе обучения будущих ИТ-специалистов принципиальным требованием является организация командной работы студентов как в ауди-тории, так и в дистанционном режиме. Установлено, что с помощью внедрения методов дистанционного обучения открывается возможность так организовать процесс обучения, чтобы он имел профессионально-ориентированный характер. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что командная работа в процессе решения профессионально-ориентированных задач, применение современных инструментов дистанционного обучения позволяют повысить продуктивность процесса подготовки студентов направления «Прикладная информатика», способствуют формированию критически важных для цифрового общества профессиональных компетенций по проектированию, разработке и оценке социально-экономической эффективности информационных продуктов и услуг в условиях распределенной профессиональной деятельности.

 

ИТ-специалист, командная работа, дистанционное обучение, полипрофессиональная группа, профессионально-ориентированные задачи, профессиональные компетенции.

 Скачать

78-83

Е. А. Статкевич, Ю. Ф. Степанова

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается эффективный метод преподавания иностранного языка в высшей школе – метод проектирования. Проект обеспечивает новый способ коммуникации и трансляции информации, социо-культурного опыта, социально значимых норм и стандартов. Цель работы – максимальное развитие коммуникативных способностей, создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике. Представлены основные три типа проектов – мотивационно-ценностный, информационный и профессионально-деятельностный. Предлагаются основные методические приемы и способы, которые способствуют созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса и расширению кругозора студентов. К используемым приемам относятся: интервью, слайд-шоу, видеосюжеты, фильмы, выставки, дискуссии, ток-шоу, печатный и иллюстрационный материал. Результатом разработанной методики является создание значимого настроя к изучению языка и созданию условий для сотрудничества и взаимодействия между преподавателем и студентами. Выполнение проектных заданий позволяет студентам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка. Полученные результаты могут применяться преподавателями как технических, так и гуманитарных высших учебных заведений. Применение проектного метода на занятиях английского языка в рамках программы показали, что участники проекта достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, имеют возможность применить навыки, полученные на занятиях, понимают необходимость междисциплинарных связей. Авторы статьи приходят к выводу, что проектный метод имеет ряд преимуществ – повышение мотивации при изучении иностранного языка, простор для творческой и созидательной деятельности, наглядная интеграция знаний по различным предметам программы.

проект, мотивация, профессионализм, практическая значимость, коммуникация, специалист, способности, навыки, языковая среда, качество, опыт.

 Скачать

84-88

 

Г. В. Бубнова, Р. С. Симак, Г. Г. Левкин

 

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В статье рассмотрены вопросы внедрения платформенных решений, интегрированных с производственными системами открытого акционерного общества Российские железные дороги, а также вопросы организации информационной поддержки в макро- и микрологистических системах с использованием современных цифровых технологий и систем на примере авторской разработки – автоматизированной информационной системы Логистика.

Особый акцент сделан на холдинг Российские железные дороги, который является системообразующей компанией государственного уровня, обеспечивающей выполнение более 40% грузооборота из всех видов транспорта. Как и любая экономическая структура, железнодорожный транспорт в процессе своей деятельности использует различные виды ресурсов, такие как материальные, энергетические, трудовые, финансовые. Ежегодные затраты на потребление топливно-энергетических ресурсов железными дорогами нашей страны составляют около 300 млрд рублей, в свете этого актуальными остаются вопросы повышения эффективности управления затратами на энергообеспечение с целью снижения стоимости перевозок и как следствие достижения определенного социально-экономического эффекта.

Внедрение современных цифровых технологий является общим трендом в экономике нашей страны и на железнодорожном транспорте, в частности к 2025 году планируется внедрение платформенных решений, интегрированных с производственными системами открытого акционерного общества Российские железные дороги в рамках ведомственного проекта Министерства транспорта Российской Федерации «Цифровой транспорт и логистика» в составе национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также модернизация вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей гарантированный уровень доступности информационных сервисов.

Поэтому вопросы цифровой трансформации бизнес-процессов компаний, управления затратами в транспортно-логистических системах, таких как холдинг Российские железные дороги, являются актуальными в настоящее время.

 

цифровая трансформация, железнодорожный транспорт, инновационный подход, управление затратами, АИС Логистика, энергоэффективность

 Скачать

89-95

 

Н. С. Ермакова

 

СЕКТОР МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОМСКОГО РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ

 

В экономическом развитии России роль малого и среднего предпринимательства (МСП) является одной из наиболее значимых. В этой связи в рамках государственной политики управления осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, в результате которой к 2030 году планируется увеличить долю занятых в данном секторе до 35%. Пристальное внимание со стороны государства к сектору МСП и впечатляющий размер средств, выделяемый на его поддержку, не оставляют сомнений в приоритетности для экономики России данного направления.

В настоящее время Федеральным законом №-209 ФЗ определены критерии МСП и предусмотрены такие формы поддержки, как финансовые, имущественные, консультационные, образовательные, информационные и др. Обеспечение сектора МСП поддержкой осуществляется в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», при содействии имеющейся региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

На основе данных Федеральной службы государственной статистики и Единого реестра малого и среднего предпринимательства автором проведена оценка состояния сектора МСП Омского региона, определены характерные для него тенденции, систематизированы формы его поддержки и определены предоставляющие их организации. В статье также представлены данные о финансовой поддержке рассматриваемого сектора за ряд лет, описан имеющийся опыт имиджевой поддержки предпринимательской деятельности. Автором подчеркивается, что меры поддержки следует реализовывать в постоянном взаимодействии друг с другом, а также проводить мониторинг эффективности и востребованности отдельных форм поддержки среди предпринимателей.

 

предпринимательство, регион, сектор малого и среднего предпринимательства, поддержка субъектов предпринимательства.

 Скачать

96-103

 

Е.А. Кипервар, А.В. Побиянская

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

 

Статья посвящена исследованию влияния развития «цифровой экономики» на эффективность и производительность труда. Целью работы является выявление факторов, способных повысить уровень эффективности труда на предприятиях при использовании достижений цифровизации. Объектом исследования выступает «цифровая экономика». В результате проведенного исследования рассмотрены основные определения понятия «цифровая экономика», с точки зрения зарубежных и отечественных авторов. В статье представлено развитие информационного общества в Российской Федерации за 2013 –2018 гг по частным показателям. По результатам мониторинга можно отметить, что основной рост приходится на 2015 год и охватывает предприятия промышленного сектора. Раскрыта сущность основных направлений повышения производительности и эффективности труда на предприятиях в результате использования цифровых технологий. К существующим направлениям добавлен новый фактор –«эффективность использования рабочего времени», влияющий как на оптимизацию процессов, доступность к рынкам, инновационные продукты, профессиональную активность, так и на эффективность труда. Предложено применение метода управления проектами -«Agile» для повышения производительности труда на отечественных предприятиях. Благодаря данной методологии возможно получение максимальной ценности для бизнеса, совершенствование продукта и процессов в проекте. Рассмотрена возможность сокращения продолжительности рабочей недели, которая является осуществимой в условиях цифровой трансформации, при этом для российской экономики необходима эффективная государственная политика по преодолению «цифрового разрыва», повышение уровня финансирования науки, роста инновационной активности предприятий и уровня развития инновационной инфраструктуры. Аргументирована необходимость развития и внедрения современных цифровых технологий, для повышения эффективности и производительности труда как на предприятиях, так и в стране в целом.

 

цифровая экономика, производительность труда, эффективность труда, рабочее время, цифровизация, технологии, профессиональная активность

 Скачать

104-110

 

С. Н. Марков

 

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СЕРВИТУТА В РОССИИ

 

В статье рассмотрены понятие, роль и виды сервитута. Проведена классификация сервитута по различным признакам. Описаны отличительные черты частного и публичного сервитута. Определены показатели оценки стоимости сервитута (вероятный ущерб, рассчитываемый прямым путем или вытекающий из раз-ницы соотношения стоимости активов, не обремененных сервитутом и обремененных им; величина упущен-ной выгоды, равной вероятному доходу, который бы имел место при отсутствии сервитута; вероятные убытки, которые причинены собственнику объекта недвижимости). Проанализирована возможность применения доходного, затратного и сравнительного подхода к определению рыночной стоимости сервитута. Обосновано применение сравнительного подхода к оценке сервитута, исходя из оценки стоимости объектов аналогов с последующей корректировкой на долю сервитута в общей совокупности объекта оценки. Описаны этапы определения стоимости соразмерной платы за сервитут. Рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с сервитутом. Целью исследования явля-ется анализ имеющихся проблем определения стоимости сервитута и разработка практических рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения оценки рыночной стоимости сервитута. Для обоснования результатов исследования автором использовались научные работы отечественных ученых и специалистов в области оценки сервитута. Методами исследования выступают: группировка, сравнение, анализ и синтез. Используя модифицированную методику определения стоимости соразмерной платы за сервитут, в которой предлагается экспертный метод оценки, определяется соразмерность платы за сервитут, исходя из стоимости права собственности на исследуемый участок и определения доли, приходящейся на убытки вследствие установления сервитута. Этот метод оценки, который можно отнести к сравнительному подходу, используется для типовых земельных участков, обращающихся на рынке.

 

сервитут, частный сервитут, публичный сервитут, оценка стоимости сервитута, доходный подход, сравнительный подход, затратный подход, соразмерная плата, плата за сервитут, экс-пертный метод оценки.

 Скачать

111-116

 

А. Е. Миллер, Е. В. Яковлева

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

В предлагаемой статье раскрываются особенности содержания концепции инфраструктуры технологического развития промышленных предприятий с учетом анализа возможности её реализации в отечественных отраслях промышленности на современном этапе технологической эволюции, который обусловлен формированием нового технологического уклада экономики постиндустриального характера.

Цель исследования состоит в разработке концепции и методологии формирования инфраструктуры технологического развития промышленных предприятий в контексте приоритетного научно-технологического развития экономики России.

Основополагающими методами исследования выбраны ключевые положения теории управления, теории организации, и современных теорий технологического развития. Методологическую основу составили инфра-структурно-воспроизводственный подход, эволюционный, процессный, функциональный подходы, реализуемые с помощью методов анализа, синтеза, сравнения и классификации.

Теоретическими результатами исследования являются развитие концептуальных положений инфра-структуры технологического развития и ее влияние на результаты деятельности промышленных предприятий. Показано, что научная концепция развития инфраструктуры технологического развития способствует развитию интеллектуальных производственных технологий. Обосновано, что концепция инфраструктуры технологического развития направлена на формирование такого набора инструментов, который будет способствовать сокращению срока перехода технико-технологической политики на более высокий уровень, обес-печенности ресурсной базы, использования сложившихся и новых хозяйственных связей, как внутри, так и вне промышленного предприятия.

Предложен инфраструктурно-воспроизводственный подход применительно к концептуальному проек-тированию модели интеллектуальной инфраструктуры технологического развития промышленных предприятий. Это позволит исследовать, проектировать, а также внедрять соответствующие организационно-управленческие системы и механизмы, способствующие формированию благоприятного для технологического развития инновационного климата в промышленном секторе российской экономики.

 

технологическое развитие, инфраструктура, интеллектуальные ресурсы, промышлен-ность, предприятия, интеллектуальные производственные технологии, персонал, управление, цифровизация экономики, концепция.

 Скачать

117-125

 

С. В. Беляев, С. А. Панов, А. Н. Романова

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ ВУЛКАНИЗАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА АО «КОРДИАНТ - ВОСТОК»

 

Развитию отечественной шинной промышленности уделяется большое внимание, что зафиксировано в стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030г. В стратегии определены параметры увеличения шинной продукции на Омском шинном заводе и компании Кордиант-Восток. Решение задачи увеличения объемов выпуска автомобильных шин лежит не только в плоскости обновления технологического оборудования, но и оптимальной организации производства.

В статье представлены данные по увеличению экономической эффективности технологического процесса вулканизации производства автомобильных шин компании Кордиант-Восток после внедрения системы мониторинга работы технологического оборудования. В работе приведены фактические данные производительности технологического оборудования на основе мониторинга с помощью системы диспетчерского управления и сбора данных.

Проблематика исследования заключается, в том, что работа технологического оборудования вулканизации автомобильных шин зависит от подготовительных операций, которые выполняются для разных машин разное время. Задача обслуживающих подразделений заключается в выявлении таких машин и устранение причин замедления работы. Процесс выявления «медленного» оборудования осуществлялся в ручном режиме, т.е. путем хронометража, который является достаточно трудоемким и занимает порядка одиннадцати часов рабочего времени. Внедрение системы мониторинга вулканизационного оборудования позволило полностью устранить ручной хронометраж и фиксировать работу технологического оборудования в режиме он-лайн. Привело к повышению индекса доступности технологического оборудования и увеличению, за счет снижения не производительных простоев, общей производительности технологической линии.

Вследствие реализации проекта внедрения мониторинга технологического оборудования годовой выпуск продукции был увеличен на более чем 9000 автомобильных шин.

 

вулканизация, гидропресс, мониторинг, хронометраж, SCADA система, система диспетчерского управления и сбора данных.

 Скачать

126-133

 

С. Г. Полковникова

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

 

В данной работе рассмотрены факторы формирования внутреннего и внешнего рынка труда; выявлены отличия рынка труда от других рынков; определены цели и объекты регулирования рынка труда; проанализированы проблемы Российского рынка труда и их последствия.

Задачей развития социально-экономических отношений в Российской федерации является формирование и регулирование рынка труда. За три последних десятилетия произошли значительные изменения в ходе преобразования централизованного планово-административного хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику. Рыночные отношения, основанные на частной собственности и конкуренции, отражают происходящие процессы в обществе, и определяют вектор его развития. Рынок труда, в свою очередь, позволяет сопоставить три взаимосвязанных потока эволюционного развития экономики, развитие индивида, общественных отношений, материально-технических элементов и структур, образующих основу прогресса общественного развития [5].

Каждый индивид, начиная трудовую или предпринимательскую деятельность, прекрасно понимает, что любой сегмент рынка является не только привлекательным для реализации своих планов, но и содержит ряд опасностей и барьеров. Набирающая, в настоящее время, обороты конкуренция на рынке труда как внешнем, так и внутреннем характеризуется стремлением работников иметь конкурентные преимущества перед соперниками, и занять соответствующее место под солнцем. В случае реализации потребности организации в специалистах, обладающих уникальными навыками и знаниями, работодателя интересуют как профессиональные качества соискателя, полученные при специальном обучении, так и личные: умение работать в команде, конфликтность, семейное положение, наличие детей, жилищные условия, предполагаемый размер вознаграждения за труд и многое другое. Из вышесказанного определяется основная цель данной статьи - анализ и выявление факторов, влияющих на развитие и регулирование рынка труда в России.

Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучный, аналитический и статистический методы.

В ходе исследования использована литература отечественных и зарубежных авторов, уделяющих внимание проблемам становления рынка труда и занятости населения, а также отношениям между субъектами рынка труда и регулирования социально-трудовых отношений.

Результатом проведенного исследования является систематизация и оценка выявленных проблем рынка труда и прогноз влияния возможных последствий на его развитие.

 

внешний и внутренний рынок труда, формирование и развитие рынка труда, регулирование рынка труда.

 Скачать

134-140

 

Б. Г. Хаиров, В. А. Ковалев, В. В. Карпов

 

СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ О ТРАНСГРАНИЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКАХ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

Целями, которыми руководствовались авторы при написании данной работы, являются четкое обоснование необходимости формирования в Евразийском экономическом союзе единой базы данных о трансграничных финансовых потоках, которые состоят из общего оборота товаров и услуг, денежных переводов физических лиц и прямых взаимных инвестиций, а также описание всех возможных вариантов для создания упомянутой системы хранения статистической информации. На уровне данного межгосударственного объединения регулярно осуществляется перемещение финансового капитала между странами, что обуславливает актуальность этой работы. В статье разработана блок-схема организационно-экономического механизма работы над базой данных, которая позволяет осуществлять автоматическое функционирование и обновление системы, где в качестве основного органа, в первую очередь осуществляющего функцию по её наполнению информацией, авторами предусматривается Евразийская экономическая комиссия. Наличие подобной базы данных о трансграничных финансовых потоках в Евразийском экономическом союзе даст возможность оперативно отслеживать и оценивать эффективность принимаемых решений в сфере интеграции этих стран. Рекомен-дованный авторам вариант создания такой системы может быть реализован в краткосрочном периоде, при этом он не требует каких-либо долгосрочных и фундаментальных изменений. В работе используется кон-тент-анализ нормативно-правовых актов и открытых информационных материалов по взаимным финансовым потокам государств-членов объединения, анализ дискретных институциональных альтернатив, математическое моделирование и др. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных ассигнований в рамках выполнения государственного задания Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.

 

Евразийский экономический союз, финансовая интеграция, информационные технологии, база данных, трансграничные финансовые потоки.

 Скачать

141-146

 

А. М. Шульженко

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Предметом исследования в статье является система мер государственной поддержки развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации. Актуальность развития предпринимательского сектора сейчас трудно переоценить. Молодежь наиболее мобильная часть работоспособного населения, поэтому развитие молодежного предпринимательства одна из основных задач социально-экономического развития страны. Молодежная предпринимательская инициатива один из основных факторов, с помощью которого станет возможным повышение уровня инновационности российской экономики.

Под молодежью в данном контексте понимается группа населения, характеризующаяся возрастными особенностями, социальным положением, специфическими интересами и ценностями. В эту группу входят лица в возрасте 14-30 лет, в некоторых случаях до 35 лет и более.

Целью исследования является оценка эффективности системы мер государственной поддержки развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации.

В статье автор использует следующие методы научного исследования: анализ теоретической литературы по теме, системный метод, метод сравнения и обобщения.

В ходе работы было выявлено, что содействие развитию молодежного предпринимательства оказывается в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Однако основное мероприятие, затрагиваемое непосредственно молодежь, было введено в 2016 году. Согласно этому мероприятию поддержка оказывается по следующим направлениям: популяризация предпринимательской деятельности среди молодых людей в возрасте 14-30 лет; обучение субъектов молодежного предпринимательства; поддержка реализации молодежных инновационных проектов. Несмотря на то, что окончательные выводы можно сделать по истечению еще 2-3 лет, так как часть мероприятий направлена на школьников в возрасте 14-17 лет, уже сейчас можно судить о достаточной эффективности мероприятий. Большая часть основных показателей достигла плановых значений.

В заключении автором рекомендованы мероприятия по повышению эффективности государственной политики в выбранной сфере.

 

молодежное предпринимательство, меры поддержки, государственная программа, субъекты малого и среднего предпринимательства, бюджет.

 Скачать

147-152

 

Г. В. Елисеева

 

ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В данной статье раскрываются понятие и особенности федерализма как формы устройства государства и как принципа взаимоотношений федерального центра с субъектами. Автор проводит анализ имеющихся проблем в развитии принципа федерализма в нашем государстве, таких как экономическое и политическое неравенство регионов, асимметрия российских регионов, процессы централизации, негативно влияющие на самостоятельность субъектов.

Одной из центральных проблем, по мнению, автора является проблема бюджетного федерализма, которая заключается в отсутствии грамотного механизма взаимодействия бюджетов различного уровня: федерального, регионального и местного. Исследуя данные Министерства финансов Российской Федерации, автор приходит к выводу о том, что вышеуказанную проблему усугубляет огромный долг регионов перед государством, который ежегодно увеличивается, тем самым негативно влияя на уровень жизни граждан.

Также в статье делается акцент на проблеме политического и экономического неравенства регионов. Автор полагает, что разный уровень дотаций только усиливает тенденции неравномерного распределения ресурсов и неминуемо приводит к высокому уровню бедности в одних регионов по сравнению с другими.

В завершение статьи автор проводит сравнительный анализ швейцарской модели децентрализованного федерализма с российской и делает вывод о том, что опыт Швейцарии более положительный, а, следовательно, его совершенно необходимо использовать для того, чтобы предотвратить негативные тенденции к централизации власти и усугублению уже имеющихся проблем. Опыт Швейцарии заключается в том, что самостоятельность и автономность ее кантонов обеспечивают в целом высокий уровень жизни населения, следовательно, тенденции постепенного и умеренного отказа от политики централизации, по мнению автора, могут в будущем дать положительные результаты и в нашей стране.

 

федеративное устройство, федерализм, бюджетный федерализм, децентрализация, экономическое и политическое неравенство регионов, субъекты, автономность, федералистский опыт Швейцарии, кантоны.

 Скачать

153-157

 

В. В. Кожевников

 

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ИХ СУБЪЕКТОВ

 

В статье рассматриваются две взаимосвязанные общетеоретические проблемы, касающиеся одной из классификаций правоотношений, при которой выделяют абсолютные, общерегулятивные, относительные и конкретные правоотношения. Подвергая указанную классификацию критике, автором уточняется признаки субъекта правоотношения, анализируется соотношения субъекта права и субъекта правоотношений. Целью работы является уточнение некоторых принципиальных положений общей теории правоотношений, которые могут быть использованы при изучении соответствующих вопросов теории права. К используемым методам относятся общефилософский метод (материалистическая диалектика), общенаучные (анализ, синтез, сравнение, системный и др.), специальные (филологический и др.), частно-научные (формально-юридический, толкования и др.). Констатируется, что близким к понятию «субъект правоотношения» является понятие «субъект права». Данные понятия подчас не различимы, но вместе с тем, некоторые различия в них все же имеются, если исходить из понимания правоотношений как конкретных правоотношений. Оно состоит в том, что под субъектами правоотношений понимают реальных участников правоотношения, а под субъектами права – их потенциальных участников. Иными словами, субъект права – это лицо, которое может быть участником того или иного правоотношения, а субъект правоотношения – это лицо, которое таким участником уже является. Подчеркнем, что субъекты права – это лица, которые в силу действия особых юридических норм обретают юридическую возможность становиться участником правовых отношений, быть носителем юридических прав и обязанностей. Автор статьи пришел к выводу о том, что субъектами правоотношений являются те субъекты права – физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и др.), социальные общности (народ, население определенного региона, трудовой коллектив и др.), организации (государственные и негосударственные, в том числе юридические лица), которые реализовали свою правосубъектность (правоспособность – для юридических лиц), имеющие ту или иную степень персонификации, являющиеся носителями субъективных прав и юридических обязанностей конкретных правоотношений.

 

правоотношения, абсолютные правоотношения, конкретные правоотношения, взаимодействие, субъективные права, юридические обязанности, субъекты права, субъекты правоотношений.

 Скачать

158-162

 

Н. И. Ревенко

 

О ДОСТОВЕРНОСТИ ВЫВОДОВ СУДА ПРИ ПРОВОЗГЛАШЕНИИ ПРИГОВОРА В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ

 

В статье анализируются нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регулирующие процесс доказывания по уголовному делу. В УПК РФ по сравнению с УПК РСФСР 1961 г. содержатся нормы, закрепляющие правила доказывания по уголовному делу не способствующие установлению субъектами доказывания достоверных обстоятельств дела (п. 3 ч. 4 ст. 47, ст. 75, ст. 90 УПК РФ и др.).

Закрепление в уголовно-процессуальном законе особого порядка судебного разбирательства также не ориентирует суд на установление объективной истины, следовательно, это влечет невыполнение конституционных норм, провозглашающих человека, его права и свободы высшей ценностью и, как результат, недостижение назначения уголовного судопроизводства России, обозначенного в ст. 6 УПК РФ. Особый порядок судебного разбирательства, созданный для экономии средств, затрачивающихся на судебное производство, чужд российской правовой системе. Правила, регулирующие данный порядок судебного разбирательства, допускают высокую степень вероятности сделанных судом выводов по уголовному делу. Суд, при согласии подсудимого с предъявленным ему обвинением, провозглашает приговор, не исследуя в судебном заседании доказательства устно и непосредственно, что влечет установление по преступлениям небольшой, средней тяжести и тяжким преступлениям, формальной истины. В этой связи показательна законодательная инициатива Верховного Суда РФ, предлагающего исключить тяжкие преступления из категории уголовных дел, рассматривающихся в особом порядке, так как согласно позиции Высшего Суда, гарантировать защиту интересов потерпевших, затрагиваемых при рассмотрении данных дел, возможно только в общем порядке.

 

достоверность, объективная истина, формальная истина, процесс доказывания, цель доказывания, итоговое решение.

 Скачать

163-167

 

С. В. Матюшенко

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА В ВУЗЕ – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА»

 

 

 Скачать

168-171