Методические рекомендации

Рынок труда – это система отношений между работодателями и работниками, которая регулируется соотношением спроса на рабочую силу и ее предложения. Рынок труда подчиняется в целом законам спроса и предложения, но регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. В качестве специфического товара на рынке труда продается и покупается рабочая сила, т. е. способность человека к выполнению какой-то определенной работы, которая характеризуется конкретными профессиональными и квалификационными признаками, степенью ее использования, мобильностью и т. д., в связи с этим наряду с понятием «рынок труда» часто используются понятия «рынок рабочей силы» и «рынок занятости».

Рынок труда состоит из трех компонентов: работник - это человек, обладающий соответствующей профессиональной квалификацией, возможностями и желанием трудиться и «продавать» свой труд работодателю за соответствующее вознаграждение; работодатель - это организация или человек, имеющие финансовые, юридические или иные возможности приобрести труд работника и делающие это и взаимоотношения между ними; и труд - это динамическая, постоянно изменяющаяся система, обеспечивающая производство товаров и услуг.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека, а также функционирования общества, поэтому в самом общем виде труд выступает как целесообразная общественно-полезная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения его потребностей. Труд различается по характеру и содержанию труда (наемный и частный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости и принуждению; физический и умственный), по предмету и продукту труда (научный, инженерный, управленческий и производственный; предпринимательский и инновационный; промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и т. д.), по средствам и способам труда (ручной, механизированный и автоматизированный; низко, средне- и высокотехнологичный; с разной степенью участия человека и т. д.), а также по условиям труда (стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный и т. д.).

Вакансии, появляющиеся на рынке труда, можно разделить на три группы:

- явные рабочие места: когда работодатель активно ищет работника через различные средства (обращение в службы занятости, личные связи, размещение объявления о вакансии в СМИ, на специализированных сайтах и т.п., обращение в рекрутинговые агентства, центры содействия трудоустройству вузов и т.п.), при этом информация о вакансиях доступна, а вакансии предполагают официальное трудоустройство.

- вероятные рабочие места - это свободные рабочие места, для заполнения которых работодатель не предпринимает шагов, например в связи с тем, что не определился с требованиями к кандидату, либо сомневается в необходимости данной вакансии в целом. Вакансии такого типа реально существуют, но информации о них в свободном доступе нет и получить такое место сложнее, потому что необходимо убедите работодателя не только в своем профессионализме, но и в необходимости данной вакансии, при этом предполагается также официальное трудоустройство.

- «серые», теневые рабочие места не предполагают официального трудоустройства, а значит и социальных гарантий.

 

Самопрезентация – это умение максимально полно и выигрышно представить работодателю личные и профессиональные качества.

Формы самопрезентации

- Резюме – доведение до сведения потенциальных работодателей информации о профессиональных достижениях, достоинствах и намерениях соискателя. Резюме имеет общепринятую форму и предполагает большую четкость и краткость (1-2 страницы), что делает его эффективным способом первоначального заочного знакомства с кандидатом, поэтому главная цель резюме – привлечь внимание работодателя и произвести благоприятное впечатление.

В резюме отражается: личные данные (ФИО, дата рождения, телефон, email), цель (должность, на которую претендует соискатель), сведения об образовании (период обучения, название образовательного учреждения, факультет, специальность, присвоенная квалификация, дополнительное образование – повышение квалификации, переподготовка, стажировка и т.д.), «трудовая биография» (в обратном хронологическом порядке с указанием периода работы, названия организации, занимаемой должности, должностных функций и достигнутых результатов), о профессиональных навыках (уровень владения иностранными языками и ПК с указанием специализированного ПО) и личных качествах, имеющих значение для данной должности.

При составлении резюме необходимо стремиться к максимальной точности формулировок, краткости и верности, при этом делая упор на сильных сторонах соискателя.

- Автобиография - краткое изложение основных событий своей жизни в хронологической последовательности с использованием лексики, принятой в деловом общении. Поскольку автобиография пишется в свободной форме, она позволяет отразить качества соискателя, подчеркнуть и продемонстрировать достоинства, которые сложно отразить в формализованном и кратком резюме.

- Поисковое письмо - деловое письмо соискателя работодателю с предложением своих услуг специалиста и просьбой о личной встрече для собеседования. Поисковое письмо может обнаружить скрытые вакансии, имеет адресный персонализированный характер и в отличие от формализованного резюме позволит отразить личные качества соискателя, изложить аргументацию, привлечь внимание работодателя.

- Телефонный разговор с целью трудоустройства может преследовать несколько целей, во-первых, выяснение каких-то вопросов соискателя, связанных с вакансией, во-вторых, договоренность о встрече, в-третьих, телефонное собеседование. В любом случае, на этом этапе также происходит оценка соискателя и складывается его образ, поэтому общение по телефону должно вестись по правилам делового общения, поэтому должно быть кратким, предельно точным и грамотным. В связи с этим перед звонком работодателю необходимо подготовиться: составить список вопросов к работодателю, продумать ответы на возможные вопросы к соискателю, в частности, возможное время для встречи. Важно учитывать, что при телефонном разговоре собеседники не видят друг друга и ориентируются только на содержание и интонацию разговора.

- Собеседование является очень важным этапом трудоустройства, поэтому требует подготовки. Прежде всего необходимо собрать информацию об организации, в которую идете на собеседование и прежде всего сфера деятельности, чтобы точно представлять, подходит ли эта организация и чтобы была возможность проявить заинтересованность в конкретной работе в ходе собеседования. Во-вторых, необходимо продумать внешний вид, который должен соответствовать нормам делового этикета, характеру организации и уровню должности, на которую претендует соискатель. В-третьих, следует продумать ответы на типичные вопросы работодателя и составить вопросы для работодателя, которые необходимо прояснить до принятия решения о трудоустройстве.

Целью собеседования является убеждение работодателя принять именно этого соискателя, поэтому в ходе собеседования должны быть озвучены сильные стороны соискателя, опыт работы и профессиональные компетенции, а также должно сложиться благоприятное впечатление у работодателя.

Основной круг вопросов, задаваемых на собеседовании, включает следующие темы: личная информация, образование, опыт работы, карьерные цели. При этом ряд вопросов может показаться соискателю некорректным, в таком случае, необходимо переводить ситуацию в шутку, давать аргументированный отказ отвечать на такой вопрос, и помнить, что подобные вопросы могут быть заданы с целью проверить реакцию соискателя на неожиданную ситуацию.

- Портфолио - пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения соискателя. Такой вид самопрезентации актуален для студентов и выпускников, у которых еще недостаточный опыт работы, чтобы заинтересовать работодателя. В портфолио включают резюме, список курсов, тренинги, семинары, список внеучебных мероприятий, где на практике применялись профессиональные навыки; рекомендательные письма, например, рекомендации преподавателей, руководителей курсовых проектов, производственных практик, выпускной квалификационной работы; отчеты и отзывы о прохождении производственных практик; тексты докладов на научно-практических конференциях; грамоты и благодарности за участие в семинарах, форумах, конференциях; сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ; свидетельство о получении именных стипендий.

 

Использованные источники:

Иванова С. 50 советов по рекрутингу. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 256 с.

Кязимов К.Г. Регулирование рынка и занятости населения: монография. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 203 с.

Методические рекомендации по эффективному поведению на рынке труда. – Барнаул, 2014. – 34 с.

Технология эффективного трудоустройства (методические рекомендации для студентов и выпускников ВлГУ) / Владим. гос. ун-т; сост. С.М. Башарина, Т.А. Козлова – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. – 73 с.

 

Информация о ситуации на рынке труда Омской области в январе-июне 2017 года

 

Публикации Центра содействия трудоустройству выпускников

Филимонова Е.А. Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - № 2 (22) 2017. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017 – С. 136 – 141.