№1 (21) 2017

Скачать Вестник СИБИТ №1 (21) 2017

.

Cодержание

 

Раздел I. Экономические науки................................................................................................................................................... 9

Воронков О.Ю. (Омск). К вопросу о распределении финансовых средств на гуманизацию условий труда водителей северных регионов России.......................................................................................................................................................... 9

Иванова Т.В. (Омск). Оценка потенциальной совместимости предприятий при проведении кластерной политики в России     15

Ан Ю.Н.,  Ковалев В.А. (Омск). Классификация методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе  22

Кузьмин А.А. (Омск).  Институциональные источники проблемы эффективности исполнительных органов власти.... 28

Лосев В.В. (Волгоград). Интеграция государственно-частного партнерства в процесс стратегического управления регионами (на примере субъектов Южного федерального округа) ...................................................................................... 34

Марков С.Н. (Омск). Финансовые ресурсы бюджетных учреждений и направления их использования: теоретический аспект....................................................................................................................................................................................... 39

Мечикова  М.Н. (Таганрог).  Маркетинговая деятельность промышленных предприятий  России в условиях импортозамещения....................................................................................................................................................................................... 45

 

Раздел II. Юридические науки................................................................................................................................................... 52

Агаларова М.А. (Cаратов). Ограничительные меры (реторсии) ........................................................................................  52

Ахтырская Н.В. (Омск). Нарушения  законодательства о бухгалтерском учёте как предпосылки налоговых преступлений   57

Вольф С.П. (Омск). Революционная сущность движения декабристов: историко-правовой аспект (столетию революции в России посвящается) ..........................................................................................................................................................    62

Морозов Ю.В. (Петропавловск-Камчатский). Ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства как элемент системы обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации........................ 69

 

Раздел III. Педагогические науки............................................................................................................................................. 76

 

Зайцева Л.Ю., Блясова И.Ю.  (Шадринск). Анализ педагогического содержания историко-культурного наследия региона в формировании личности........................................................................................................................................ 76

Зарипова Е.И. (Омск). Технология динамического обучения в аспекте индивидуализации образовательного процесса магистратуры............................................................................................................................................................ 82

Лыкова Е.С. (Омск). Педагогические проблемы развития линии в детском рисунке..................................................... 87

Одинец А.И., Федорова Л.Д. (Омск). Анализ лабораторных работ по дисциплине "Цифровое телевидение" в техническом вузе....................................................................................................................................................................................... 96

Березовская В.А. (Таганрог). Полистилистика Альфреда Шнитке в рамках музыкально-педагогических интервенций              102

Куликова Е.В.,  Сорока Е.Г. (Омск). Дистанционное обучение как технологическое решение электронной информационно-образовательной среды вуза.............................................................................................................................. 108

Лебедева Л.А. (Саранск). Психолого-педагогические особенности формирования представлений об идеале личности в младшем школьном возрасте................................................................................................................................................ 114

Мартынова Ю.В. (Омск).  Процесс подготовки будущего учителя к работе в современной общеобразовательной организации..................................................................................................................................................................................... 120

Милюшенко Т.В.  (Омск). Виртуальный образовательный геокешинг: альтернативная интерактивная GPS-технология развития лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза............................................................ 126

Фадеева О.А. (Омск). Проектирование дискурса высшего образования как средства формирования профессиональной идентичности                131

 

Научный обзор............................................................................................................................................................................... 136

Книжная полка.............................................................................................................................................................................. 137

Требования к оформлению статей......................................................................................................................................... 138

 

О.Ю. Воронков

К ВОПРОСУ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

НА ГУМАНИЗАЦИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

 

Трудовая деятельность водительского состава организаций Северного региона России проходит в экстремальных климатических условиях, под влиянием вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Одним из путей улучшения условий труда и повышения экономической эффективности производства является гуманизация условий труда. Следует заметить, что достижение желаемого уровня гуманизации условий труда будет зависеть от финансовых возможностей организации, качества проведенного анализа условий труда и правильности выбора направлений деятельности предприятия в этой области. Целью исследования является разработка методических основ оптимального распределения финансовых ресурсов на реализацию мероприятий по гуманизации труда. При проведении исследования использовались следующие методы: метод системного, комплексного и ситуационного подходов, методы сравнения и обобщения, социологический и др. Задача оптимального распределения денежных средств на обеспечение мероприятий по повышению уровня гуманизации условий труда водителей является сложной, но важной в управлении процессом обеспечения безопасных и комфортных условий труда.

Денежные средства предприятий ограничены, поэтому их нужно перераспределять между такими мероприятиями, которые дают наибольший эффект от уменьшения риска: аварий и инцидентов; снижения работоспособности; возникновения травм и развития профессиональных заболеваний, а также других видов повреждений физического и психического здоровья работников; нанесения материального ущерба. Целью вложений является необходимость доведения их уровня гуманизации до достаточных для нормальной безопасной и комфортной трудовой деятельности, значений. Но при этом возникает проблема получения конкретных и точных прогнозных результатов по социально-экономической эффективности планируемых мероприятий, направленных на повышение уровня гуманизации условий труда. В силу невозможности получения таких результатов предлагается использовать определенный алгоритм распределения денежных средств, выделяемых на мероприятия по повышению уровня гуманизации. Результаты работы могут быть применены для практического использования в организациях, с целью оптимального распределения финансовых средств на повышение уровня гуманизации условий труда водительского состава.

Ключевые слова: затраты, ущерб, оптимальное распределение, безопасность, водительский состав, условия труда, вредные факторы.

___________________________________________________________________________________________

 

 

MORE HUMANE CONDITIONS OF DRIVERS' AS A WAY TO REDUCE

THE COST TRANSPORT SERVICES

 

Oleg Y. Voronkov,

Associate Professor, Omsk State Technical University

 

Abstract. Work Experience Drivers Russian Northern region organizations takes place in extreme climatic conditions, under the influence of harmful and dangerous factors of production environment and labor process. One of the ways to improve working conditions and enhance the economic efficiency of production is the humanization of working conditions. It should be noted that the achievement of the desired level of humanization of working conditions will depend on the financial capacity of the organization, the quality of the analysis of working conditions and the right choice of activities of the company in this area.

The problem of optimal distribution of funds to ensure activities to enhance the humanization of working conditions of drivers is a difficult but important task to manage the process to ensure a safe and comfortable working conditions.

Cash businesses are limited, so they must be redistributed between such activities that have the greatest effect on reducing the risk: accidents and incidents; reduced performance; of injury and the development of occupational diseases, as well as other kinds of damage to physical and mental health of workers; material damage.

The aim of investments is the need to bring them up to the level of humanization sufficient for normal safe and comfortable work, values.

But this raises the problem of obtaining specific and accurate predictive results of socio-economic efficiency of the planned measures aimed at increasing the level of humanization of working conditions. Due to the impossibility of obtaining such results, it is suggested to use a specific algorithm for the distribution of funds allocated for measures to improve the level of humanization.

Keywords: costs, damages, optimal distribution, security, driving the composition, working conditions and hazards.

______________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Воронков Олег Юрьевичдоцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, ул. Пр. Мира, д. 11), e-mail: voronkov_omsk@rambler.ru.

 


 

Т.В. Иванова

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

 

Целью настоящей статьи является оценка уровня кластерной совместимости предприятий внутри кластерного образования для более эффективной реализации кластерной политики в отечественных условиях. Проведение кластерной политики в стране способно привести к инновационному развитию предприятий, при условии единой внутрикластерной политики в кластерном объединении и поддержке со стороны государства в виде необходимой инфраструктуры и нормативно-правовой базы.

Предметом исследования является кластерная политика, основными методами исследования стали метод анализа и синтеза, метод научной абстракции.

В статье выделены условия успешной реализации кластерной политики в России и представлены показатели значимости кластерных групп для оценивания целесообразности создания кластеров. В статье выделены этапы разработки и реализации кластерной политики, а также условия ее успешной реализации. В статье также представлены результаты реализации кластерной политики, к которым относятся: ускоренное развитие ведущих отраслей экономики страны, рост отечественных и иностранных инвестиций в национальную экономику, а также активизация развития регионов. В исследовании отмечены основные формы государственной поддержки кластерных инициатив: финансовые инструменты для развития предпринимательства и кластерных проектов, а также формирование центров кластерного развития.

Авторским вкладом в разработку кластерной теории является  методика определения кластерной совместимости предприятий, в которой рассчитывается ряд показателей, отражающих исходный уровень совместимости предприятий. Данная методика имеет практическую значимость для руководства предприятий, а также для руководителей государственных органов власти, принимающих решения относительно характера и направлений проведения кластерной политики в стране.

Ключевые слова: кластер, политика, кластеризация, совместимость, группа, методика, региональный кластер, внутрикластерная политика, эффективность, потенциал.

 

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL COMPATIBILITY DURING BUSINESS

CLUSTER POLICY IN RUSSIA

 

Tatiana V. Ivanova,

Associate Professor, Omsk Polytechnic University

 

Abstract. The purpose of this article is to assess the compatibility of the cluster of enterprises within the cluster formation for a more effective implementation of the cluster policy in domestic conditions. Implementation of cluster policy in the country could lead to the development of innovative enterprises, provided intracluster unified policy in the cluster association and support from the state in the form of the necessary infrastructure and the regulatory framework.

The subject of this study is to cluster policy, the main research methods have become the method of analysis and synthesis, method of scientific abstraction.

The article highlights the conditions for a successful implementation of the cluster policy in Russia and the importance of indicators presented cluster groups. The article gives examples of regional clusters and designated priority areas in their development, shows the possible results of the cluster policy in the Russian space, as well as discussed the clustering process in the Omsk region.

The study noted the widespread creation of cluster development centers in regional clusters with Russia to create the conditions for effective cooperation of small and medium-sized businesses, educational and scientific institutions, non-profit and non-governmental organizations, public authorities and local governments, as well as investors.

Author's contribution to the development of the cluster theory is a method of determining the compatibility of the cluster of enterprises, which is calculated in a number of indicators that reflect baseline compatibility companies. This technique has a practical significance for the management of enterprises, as well as heads of state authorities who make decisions on the nature and direction of the cluster policy in the country.

Keywords: cluster, policy, clustering, interoperability, group, technique, regional cluster, the intra-policy, the effectiveness, potential.

________________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Иванова Татьяна Викторовна – доцент кафедры «Экономика и организация труда» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, ул. Пр. Мира, д. 11),  e-mail: Kuzn83@mail.ru.


 

Ю.Н. Ан, В.А. Ковалев

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ВУЗЕ

 

Представленная статья носит концептуальный характер. Цель статьи – разработать классификацию методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе на основе сравнительного анализа существующих методов управления конфликтами в организации. Отсутствие научных работ посвященных проблеме управления конфликтами, возникающими во внутриорганизационной среде вуза, их деструктивное влияние на внутриорганизационные процессы, обуславливают актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются процессы управления персоналом, предметом - методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе.

Исследование основано на применении методов системного, логического анализа.

В статье выполнен анализ и систематизация научных публикаций по проблеме управления конфликтами в организации, представлена группировка выявленных разными учеными методов управления организационными конфликтами, сформулировано определение понятия «методы управления конфликтом в организации» с позиции авторского видения на процесс управления внутриорганизационными конфликтами в вузе. По мнению авторов, рассмотренные научные подходы к классификации методов управления конфликтами в организации направлены на решение сформировавшегося конфликта, а не на предупреждение (профилактику) возможной конфликтной ситуации.

В результате систематизации методов управления конфликтами в организации, в статье определены пять групп методов (правовые, организационно-управленческие, экономические, социально-культурные), среди которых выделены виды методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе в зависимости от направления процесса управления – предупреждение или регулирование конфликта.

Предложенные методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе предназначены для принятия управленческих решений, как в период течения конфликта, так и до момента его возникновения, учитывают специфику деятельности и особенности организационной структуры вуза.

Ключевые слова: управление внутриорганизационным конфликтом в вузе, методы управления конфликтами в организации.

.

 

 

CLASSIFICATION OF MANAGEMENT METHODS INTRAORGANIZATIONAL 

CONFLICTS IN HIGH SCHOOL

 

Vasily A. Kovalev,

Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Julia N. An,

Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

 

Abstract. Presented article is conceptual.

The aim of the article – to develop a classification of management methods intraorganizational  conflicts in university on the basis of a comparative analysis of existing methods of conflict management in the organization.

Lack of scientific papers dedicated to the management problem  encountered in the intraorganizational  conflicts in university their destructive effect on intraorganizational  process determining the relevance of this study.

The object of research is the personnel management processes, the subject of research are the techniques of intraorganizational conflict management in university.

The study is based on the application of methods of system and logical analysis.

This article gives an analysis and systematization of scientific publications on the issue of conflict management in organizations;  presents a grouping of organizational conflict management techniques, formulated a definition of "conflict management techniques in the organization" from the perspective of the author's vision on the process of intraorganizational conflict management in the university.

According to the authors, scientific approaches to the classification of conflict management in the organization, discussed in the article, aimed at solving the formed conflict, but not to prevent a possible conflict.

As a result of systematization of conflict management in the organization, the article identifies five groups of practices (legal, organizational and administrative, economic, social and cultural), among which highlighted types of intraorganizational conflict management techniques in university, depending on the direction of management process - the prevention or regulation of conflicts.

Proposed methods of control intraorganizational conflicts in university intended for management decisions both during the course of the conflict, and to the moment of its occurrence, take into account the specifics of the activities and characteristics of organizational structure of the university.

Keywords: intraorganizational conflicts management in university, conflict management methods in organizations.

________________________________________________________________________________________________

Сведения об авторах:

Ковалев Василий Александрович – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196 корп. 1), e-mail: VAKovalev@fa.ru.

Ан Юлия Николаевна доцент кафедры менеджмента АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196 корп. 1), e-mail: an27091975@mail.ru.

А.А. Кузьмин

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ Проблемы эффективности

исполнительных органов власти

 

В статье на основе методологии новой институциональной экономической теории предпринят анализ институционального механизма, регулирующего деятельность органов исполнительной власти, и практики его применения, рассматривается проблема повышения эффективности как законодательной базы, так и самих исполнительных органов. Автором проведена работа по анализу нормативной базы, связанной с функционированием органов власти различного уровня. Приведены примеры, свидетельствующие о недостаточном совершенстве положений законодательных актов и порождаемых в связи с этим издержек, которые несет как государство, так и его граждане. Целью работы является выявление причин недостаточной эффективности в деятельности исполнительных органов власти и предлагается комплекс мер по преодолению указанной проблемы. В работе сформулированы выводы, касающиеся как направлений совершенствования институционального механизма, регулирующего деятельность органов исполнительной власти, так и системы оценки эффективности деятельности данных органов. Предлагается несколько основных критериев, позволяющих объективно оценить результаты этой деятельности. «Качество», выражающее уровень исполнения органами государственного управления функций государства по отношению к обществу в целом и гражданину. «Эффективность», через который отражается уровень исполнения органами государственного управления функций государства по отношению к обществу в целом и гражданину, сопоставимая с объемом затраченных ресурсов. Делается вывод о  необходимости наличия такого фактора, как достаточный уровень квалификации и компетентности управленческого состава этих органов.  Для того, чтобы исполнительная власть смогла качественно и эффективно выполнять возложенные на нее функции, требуется соответствующая степень полномочий и ресурсной базы подразделений и оптимальное их распределение по уровням системы органов управления.

Ключевые слова: институт, неформальные ограничения, формальные правила, нормативная основа, исполнительная власть, критерии оценки, эффективность.

 

INSTITUTIONAL SOURCES OF THE PROBLEM OF EFFICIENCY OF EXECUTIVE BODIES

 

Alexander A. Kuzmin,

Dean of the faculty of full-time study, 
Siberian Institute of Business and Information Technologies

 

Abstract. In article on the basis of the methodology of the new institutional Economics analyses the institutional mechanism regulating the activity of bodies of Executive power and practice of its application, addressed the problem of enhancing efficiency of the legislative framework and their Executive bodies. The author carried out the analysis of the regulatory framework related to the functioning of authorities at different levels. Examples showing the lack of perfection of provisions of legal acts and in this regard costs incurred by both the state and its citizens. The aim of this work is to identify the reasons for insufficient efficiency of activity of Executive authorities and proposed a set of measures to overcome this problem. The authors formulate conclusions concerning the directions of improvement of institutional mechanism regulating the activity of bodies of Executive power and system of an estimation of efficiency of activity of these bodies Proposes some basic criteria in order to objectively assess the results of this activity. "Quality", which expresses the level of performance of bodies of state management functions of the state in relation to society in General and the citizen. "Efficiency" that reflects the level of performance of bodies of state management functions of the state in relation to society in General and the citizen, comparable with the volume of resources expended. The conclusion is made about necessity of presence of such factors as adequate level of skills and competencies of managerial staff of these bodies. In order that the Executive branch was able to efficiently and effectively perform its functions, requires a corresponding degree of authority and resource base of the units and their optimal allocation across levels of the government system.

Keywords: Institute, informal constraints, formal rules, regulatory framework, Executive power, social issues, and officials evaluation criteria, responsibility, efficiency.

______________________________________________________________________________________________

Сведения об авторе:

Кузьмин Александр Александрович – декан факультета очного обучения АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail sano_60@mail.ru.


В.В. Лосев

ИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ

(НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

 

Формирование приоритетов стратегического развития страны и ее регионов становится сегодня все более актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Отечественная экономика выходит на новый этап развития, который предполагает модернизацию управленческих функций на основе внедрения и динамичного применения процессов стратегического планирования. Не используя преимуществ стратегического планирования, субъекты и объекты управления на всех уровнях рискуют лишиться обоснованной оценки целей и результатов развития системы в целом. Именно поэтому оптимизация механизмов стратегического планирования развития региона выступает основой реализации эффективной политики властных структур, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития территорий.

При этом одним из условий обеспечения такого развития является партнерство региональных властей, и бизнес-сообщества региона. Нынешние политические, институциональные, экономические условия социально-экономического развития страны и регионов создают возможности кооперация властных и бизнес-структур, используя механизмы и инструментарий стратегического партнерства.

Поскольку государственно-частное партнерство является одним из инструментов государственного управления, используемый для достижения целей, заявленных в региональной стратегии социально-экономического развития, то его механизмы партнерства должны быть интегрированы в соответствующие региональные документы планирования и программирования. В данной статье на примере субъектов Южного федерального округа рассмотрен процесс интеграции государственно-частного партнерства в документы стратегического планирования и прогнозирования соответствующих субъектов Российской Федерации. Сделаны выводы о том, что в большинстве рассмотренных субъектов такая интеграция носит фрагментарный характер.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инструмент, стратегическое управление, устойчивое развитие, Южный федеральный округ.

 

INTEGRATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE STRATEGIC MANAGEMENT

OF REGIONS (ON THE EXAMPLE OF SUBJECTS OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

 

Vladislav V. Losev,

undergraduate, Volgograd state technical University,

postgraduate student, Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation

 

Abstract. The priorities of the strategic development of the country and its regions are becoming more relevant both in theoretical and in practical terms. The domestic economy is entering a new stage of development, which involves the modernization of administrative functions through the implementation and application of dynamic strategic planning processes. Not using the advantages of strategic planning, the subjects and objects of management at all levels risk losing a sound assessment of the goals and results of development of the system as a whole. That is why the streamlining of the tools of strategic planning of regional development is the basis of the implementation of effective policy of the authorities, aimed at achieving the objectives of long-term socio-economic development of territories.

One of the conditions to ensure such development is a partnership of regional authorities, and business community of the region. Current political, institutional, economic conditions socio-economic development of the country and regions offer opportunities of cooperation of power and business structures using the mechanisms and tools of strategic partnerships.

As a public-private partnership is one of the instruments of state control used to achieve the goals stated in the regional strategy of socio-economic development, the partnerships must be integrated into the relevant regional planning documents and programming. In this article, on the example of subjects of southern Federal district the paper considers the process of integration of public-private partnership in strategic planning documents and forecasting of the relevant subjects of the Russian Federation. It is concluded that most of the reviewed subjects such integration is fragmented.

Keywords: public-private partnership, tools, strategic management, sustainable development, southern Federal district.

________________________________________________________________________________________________

Сведения об авторе:

Лосев Владислав Владимирович – магистрант кафедры экономики и финансов предприятий ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института – филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Волгоград, Российская Федерация) (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 28), e-mail: vladislav5552007@rambler.ru
С.Н. Марков

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. В ходе своего функционирования бюджетные учреждения вступают в различные финансовые отношения: с органами государственной власти по вопросу получения бюджетных ассигнований (субсидии) и их использования, с органами государственной власти, физическими лицами по поводу выполнения обязательств в денежной форме, с работниками учреждения по поводу формирования и использования фонда оплаты труда, при этом материальным носителем данных отношений являются финансовые ресурсы. Понятия «финансовые ресурсы бюджетных учреждений» зависит от состава финансовых ресурсов учреждения. Формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений обусловлено следующими источниками: субсидии, поступления от приносящей доход деятельности в рамках оказания услуг и реализации продукции, добровольные пожертвования. Основными направлениями использования финансовых ресурсов являются: покрытие расходов на заработную плату, оплата услуг, оплата работ, связанных с содержанием имущества учреждения; уплата налогов и других обязательных платежей. Целью научной работы является обобщения знаний о формировании и направлении использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. К используемым методам при написании работы относятся обобщение и классификация. Результатом исследования является обобщение знаний в области финансов бюджетных учреждений. Полученные результаты могут быть применены в практической деятельности в целях формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждения. Автор пришел к следующим выводам: нет единого понимания, что такое финансовые ресурсы бюджетных учреждений; существуют разные классификации использования средств учреждений. Одной из ключевых проблем использования финансовых ресурсов является их эффективное использование.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, бюджетные учреждения, финансовые ресурсы бюджетных учреждений, субсидия, софинансирование.

 

FINANCIAL RESOURCES BUDGET INSTITUTIONS AND DIRECTIONS OF USE:

THEORETICAL ASPECTS

 

Sergey N. Markov

Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk branch

Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

 

Abstract. The article deals with the theoretical aspects of formation and use of financial resources of public institutions. During its functioning public institutions enter into various financial relationships: with public authorities on receipt of budgetary appropriations (subsidies) and their use, with the public authorities, individuals on the implementation of commitments in the form of money, with the establishment of workers over the formation and the use of the wage bill, and the material data carrier relations are the financial resources. The terms "financial resources of public institutions" depends on the composition of the institution of financial resources. Formation of financial resources, budgetary institutions due to the following sources: grants, revenues from income-generating activities within the framework of the provision of services and sales, donations. Financial resources The main areas are: cover payroll expenses, services, payment for work associated with the content of the institution of property; payment of taxes and other obligatory payments. The purpose of research is to generalize the knowledge about the formation and direction of the use of financial resources of public institutions. The methods used in the writing work include the compilation and classification. The result of the study is to summarize the knowledge in the field of public institutions finance. The results can be applied in practice with a view to the formation and use of financial resources of budget institutions. The author came to the following conclusions: there is no common understanding of what financial resources of public institutions; There are different classifications of use of facilities. One of the key problems is the use of financial resources, their effective use.

Keywords: financial resources, budgetary institutions, the financial resources of public institutions, subsidies, co-financing.

________________________________________________________________________________________________

Сведения об авторе:

Марков Сергей Николаевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Омского филиала ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6), доцент кафедры менеджмента АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, копр. 1), e-mail: Markovsn79@mail.ru.

 

М.Н. Мечикова

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

 

В современных российских условиях маркетинговая деятельность промышленных предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей в условиях импортозамещения.

Актуальность совершенствования маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях определяется, прежде всего, ориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.

В целом основу маркетинговой деятельности промышленного предприятия составляют: исследования рынка, разработка программы создания и производства товара, налаживание коммуникаций, установление цен, организация и стимулирование сбыта, развертывание служб сервиса и т.д. Маркетинг обычно рассматривается в трех аспектах философия маркетинга, система управления и организационно-технические мероприятия. Все эти аспекты образуют целостную систему, функционирующую в сфере практической деятельности предприятия, приоритет в которой отдается потребностям покупателей и спросу рывка.

Реализация  комплекса маркетинговых коммуникаций,  представляющего собой целый спектр  взаимодействий с поставщиками, потребителями, средствами массовой информации, включающий в себя рекламу, стимулирование сбыта, личные продажи и  связи с общественностью, позволит повысить эффективность продвижения нового промышленного продукта на рынок.

В данном исследовании изучаются  теоретические  основы маркетинговой деятельности, обосновывается значение маркетинговой деятельности в развитии отечественной промышленности, исследуются основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций промышленных предприятий, формируются предложения по повышению ее эффективности, изучаются особенности маркетинга промышленных предприятий Ростовской области в условиях импортозамещения. 

Данная статья может иметь теоретическое и практико-прикладное значение, а изложенная в ней информация может быть использована в деятельности  территориальных органов управления, а также российскими и зарубежными промышленными предприятиями.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, промышленность, промышленные предприятия, производство, импортозамещение, россия, Ростовская область.

 

MARKETING ACTIVITY OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES IN TERMS OF IMPORT

 

Maria N. Mechikova,

Associate Professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch)

Rostov State Economic University (RINH)

 

Abstract. In modern Russian conditions the marketing activity of industrial enterprises is a decisive tool in the competition, providing conditions for realization of demands of consumers in terms of import.

The relevance of improvement of marketing activity of industrial enterprises is determined primarily by the orientation of industrial enterprises to the satisfaction of the first needs of consumers. Marketing activities should contribute to the successful solution to the seemingly mutually exclusive tasks: to increase the flexibility of production to quickly change the range of products in accordance with customer requests and at the same time to quickly implement new techniques and technology.

The basis of the marketing activity of industrial enterprise are: market research, development of programs for the creation and production of the product, establishing communications, pricing, organization and sales promotion, deployment services etc. Marketing is usually considered in three phases of marketing strategy, management system and organizational-technical measures. All these aspects form a coherent system, functioning in the sphere of practical activities of enterprises in which priority is given to the needs of buyers and demand pull.

Implementation of a complex of marketing communications, representing a wide spectrum of interactions with suppliers, customers, media, including advertising, sales promotion, personal selling and public relations, will improve the effectiveness of the promotion of new industrial product to the market.

The research consists of theoretical foundations of marketing activities, explains the importance of marketing activities in the development of the domestic industry, explores the basic elements of complex marketing communications of industrial enterprises, proposals are being formulated for improvement of its effectiveness, we study the features of marketing of industrial enterprises of Rostov region in terms of import.

This article may have theoretical and practical-applied meaning, but contained in it the information can be used in the work of territorial management bodies, as well as Russian and foreign industrial enterprises.

Key words: marketing activity, industry, industry, production, import substitution, Russia, Rostov Region.

 

.

________________________________________________________________________________________________

Сведения об авторе:

Мечикова Мария Николаевна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (г. Таганрог, Российская Федерация), e-mail: mashanovi@yandex.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.А. Агаларова

Ограничительные меры (реторсии)

 

В настоящей статье автором исследуется вопрос об ограничительных мерах (реторсиях), применяемых к иностранным лицам в гражданском и арбитражном процессах. Институт ограничительных мер (реторсий) представляет собой огромный интерес для юридической науки, так как именно он непосредственно влияет на защиту прав, свобод и законных интересов, как иностранных лиц, так и российских граждан. Автором были проанализированы отдельные, наиболее значимые вопросы правовой регламентации статуса иностранных лиц, понятие и цель ограничительных мер (реторсий), виды ограничительных мер, их соотношение с санкциями, а также реторсии в рамках третейского разбирательства в силу последних нововведений в данном направлении. Целью статьи является совершенствование современного правового регулирования ограничительных мер в Российской Федерации, а также всестороннее раскрытие терминологии и применения ограничительных мер в международных и частноправовых отношениях, что определяет актуальность и практическую значимость данного научного исследования. Стоит отметить, что в настоящей научной статье автор приводит различные мнения относительно проблематики ограничительных мер (реторсий), а также санкций. На основе проведенного исследования для разрешения правовых проблем в сфере применения реторсий, автор статьи предлагает разграничить понятия реторсий и санкций, а также внести соответствующие изменения в российское законодательство. В работе используются общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, абстракция, индукция, дедукция, логический метод и сравнительно-правовой метод. Результаты настоящего исследования могут быть применены в учебной, научной, судебно-практической и иной деятельности.

Ключевые слова: ограничительные меры, реторсии, санкции, международные акты, иностранные лица, гражданское и арбитражное судопроизводство, третейское разбирательство.

 

RESTRICTIVE MEASURES (RETORSION)

 

Maria A. Agalarova,

The Graduate Student, Saratov State Legal Academy

 

Abstract. In this article the author examines the issue of restrictive measures (retorsion) applied to foreign persons in the civil and arbitration processes. Institute restrictive measures (remorse) represents a huge interest for the legal science, as it directly affects the protection of rights, freedoms and legitimate interests of foreign individuals and Russian citizens. The author analyzes the most significant issues of legal regulation of status of foreign entities, the concept and purpose of restrictive measures (remorse), the types of restrictive measures, their correlation with the sanctions and retorsion in the framework of the arbitral proceedings because of recent innovations in this direction. The aim of the article is improvement of the contemporary legal regulation of restrictive measures of the Russian Federation, as well as comprehensive disclosure of the terminology and the use of restrictive measures in international and private law relations, which determines the relevance and the practical significance of this research. It should be noted that in this scientific article the author presents different opinions on the issues of restrictive measures (remorse), as well as sanctions. On the basis of this study to resolve legal issues within the scope of remorse, the author proposes to distinguish between the concept of remorse and sanctions, as well as to make appropriate changes to Russian legislation. The author uses General scientific and special methods: analysis, synthesis, abstraction, induction, deduction, logical method and comparative legal method. The results of this study can be applied in educational, scientific, jurisprudential and other activities.

Key words: restrictive measures, retorsion, sanctions, international institutions, foreign persons, civil and arbitration proceedings, arbitration proceedings.

_______________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Агаларова Мария Андреевна – аспирант кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» (410056, Саратов, ул. Чернышевского, 104), e-mail: m_agalarova92@mail.ru.

Михалев Олег Владимирович – профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Омского государственного педагогического университета (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Набережная Тухачевского, д.14), e-mail: mihalev22@mail.ru.

 

Н.В. Ахтырская

НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

В данной статье рассматриваются способы совершения налоговых преступлений и определяется, какое значение бухгалтерский учет имеет для этих преступлений. Автор, ссылаясь на нормативно-правовые акты, подробно раскрывает, что понимается в статьях 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации под «иными документами», какую роль играет бухгалтерский учет для формирования налогового учета. На основании анализа судебной практики делается вывод, что моменту окончания налоговых преступлений предшествуют предварительные действия, такие, как: искажение бухгалтерского учета и отчетности, непредставление отчетных документов, фальсификация и уничтожение бухгалтерских документов и т.д. Указанные деяния выражаются в нарушении законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и сами по себе обладают значительной общественной опасностью. Однако действующее российское законодательство за нарушение требований к бухгалтерскому учету устанавливает лишь административную и налоговую ответственность. На основании проведенного автором сравнительно-правового анализа норм уголовного законодательства зарубежных стран, устанавливающих ответственность за налоговые преступления, выявлено, что в некоторых странах преступления в сфере бухгалтерского учета включены в систему налоговых преступлений. В статье автор предлагает дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации самостоятельным составом, устанавливающим уголовную ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете. По его мнению, введение уголовной ответственности позволит предупредить нарушения в бухгалтерском учете, повысить ответственность лиц, уполномоченных на ведение бухгалтерского учета и обеспечение сохранности бухгалтерских документов, а также облегчить раскрытие налоговых и иных преступлений.

Ключевые слова: уголовная ответственность, налоговые преступления, бухгалтерский учёт, финансовая отчетность, способы совершения налоговых преступлений.

 

 

 

VIOLATIONS OF THE ACCOUNTING LEGISLATION AS A PREREQUISITE

FOR TAX CRIMES

 

Nataliya V. Akhtyrskaya,

Senior Lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies

 

Abstract. The article discusses the ways of tax crimes’ commissions and identifies the role and importance of accountancy in these kind of crimes.

The author, referring to the legal regulations, in detail discloses; what is understood under "other documents" in Russian Federation Criminal Code articles 198 and 199; which is the role of accountancy for the formation of tax accounting. On the base of judicial practice analysis, it is concluded that such kind of preliminary actions like the distortion of accountancy and reporting, the non-presentation of reporting documents, the falsification and destruction of accountancy documents etc. are preceded the final stage of tax crimes.

Above mentioned acts are expressed in violation of the accountancy law and represent large measure of public danger themselves.

However, current Russian legislation sets only the administrative and tax liability for violation of the accountancy requirements. On the basis of the conducted comparative legal analysis of other countries’ criminal legislation norms establishing liability for tax offences, it is revealed, that crimes in sphere of accountancy are included in some countries’ tax crimes system.

Author proposes to supplement the Criminal Code of the Russian Federation with the separate component for establishing criminal responsibility for violation of legislation on accountancy.

It is supposed that, the installment of criminal liability will help to prevent violations in accountancy, will increase the responsibility of persons who’re authorized for accountancy conduction and safety provision of relevant documentations as well as will facilitate the detection of tax and other type of crimes.

Keywords: criminal liability, tax crimes, accounting, financial reporting, ways of committing tax crimes.

_______________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Ахтырская Наталия Викторовна – старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д.196, корп. 1), e-mail: anv@sano.ru
С.П. Вольф

РЕВОЛЮЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ:

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

(СТОЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ)  

 

В статье рассматриваются становление и противоречия в определении революционной сущности движения декабристов. Анализируя содержание сочинений и проектов государственного устройства, созданных декабристами, а также научных трудов советских историков, написанных в русле отечественного декабристоведения, автор приходит к выводу о наличии разночтений в очевидном казалось бы названии восстания на Сенатской площади революцией. Для советской историографии образ декабристов и декабристского движения, получив определенную идеологическую окраску и став поистине героическим, выступал в роли инструмента, с помощью которого большевистские партийные теоретики, а за ними и советские историки строили историю революционного освободительного движения в целом и историю Великой Октябрьской революции в частности. А. И. Герцен создал тот героический образ декабрьского восстания, который впоследствии был использован В. И. Лениным. Находясь в числе приоритетных, история декабристского движения стала одной из наиболее проработанных тем в советский период. Советской историографией была сформулирована, как тогда казалось, монолитной убедительности концепция, основанная на ленинском определении дворянской революционности. Однако если к феномену 14 декабря приложить привычные признаки революции, то окажется, что он не обнаруживает сходства с ней. Желание выйти за рамки догмата дворянской революционности в теме история тайных обществ в России стимулирует современный научный интерес к проблеме декабристского движения. Однако переоценка узловых моментов историографии движения декабристов путем концептуального соотнесения деятельности декабристских организаций с революционной традицией либо с развитием конституционной мысли в России приводит к сомнению в основополагающем постулате ленинской концепции о преемственности. Очевидная и основанная на продолжительной историографической традиции отечественного декабристоведения революционность движения декабристов уже является не столь очевидной, хотя и не уменьшает значения восстания на Сенатской площади в истории нашего государства.

Ключевые слова: декабристы, революция, восстание декабристов, конституционные проекты декабристов, конституционная мысль XIX века.

 

 

Revolutionary nature of the Decembrist movement:

Istoriko-legal aspect

 (CENTURY REVOLUTION IN RUSSIA DEDICATED)

 

Svetlana P. Wolf,

Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

 

Abstract. The article deals with the formation and contradictions in the definition of the essence of the revolutionary movement of the Decembrists. Analyzing the content of works and projects of government created by the Decembrists, as well as scientific works of Soviet historians, written in line with the domestic dekabristovedeniya, the author comes to the conclusion that there are discrepancies in the seemingly obvious name uprising at Senate Square revolution. For Soviet historiography the image of the Decembrists, and Decembrist movement, received a certain ideological coloration and becoming a truly heroic, he acted as a tool with which the Bolshevik Party theorists, followed by the Soviet historians constructed history of the revolutionary liberation movement in general and the history of the Great October Revolution, in particular, . Herzen created a heroic image of the December uprising, which was subsequently used by Lenin to be among the priorities, the history of the Decembrist movement was one of the most developed in the Soviet period. Soviet historiography has been formulated, as it seemed, monolithic convincing concept based on Lenin's definition of noble revolutionary. However, if the phenomenon of December 14 to make the usual signs of the revolution, it would appear that he did not have an affinity with it. The desire to go beyond the dogma of the noble revolutionary spirit in the subject history of secret societies in Russia stimulates the modern scientific interest in the problem of the Decembrist movement. However, the revaluation of the central moments of the Decembrists movement historiography by conceptual correlate activity Decembrist organizations with a revolutionary tradition, or to the development of constitutional ideas in Russia leads to the question in the fundamental postulate of the Leninist concept of continuity. The obvious and based on a long tradition of national historiography dekabristovedeniya revolutionary Decembrists movement is no longer so obvious, although not reducing the value of the uprising at Senate Square in the history of our state.

Keywords: Decembrists, revolution, insurrection of the Decembrists, constitutional projects of the Decembrists, the constitutional thought of the XIX century.

_______________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Вольф Светлана Павловна – кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная д. 196 корп. 1), e-mail: volf_svetlana@rambler.ru.

 

Ю.В. Морозов

Ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства

как элемент системы обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации

 

Предметом настоящего исследования является ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства. Цель работы заключается в исследовании института ограничения иностранных граждан как одного из основных элементов обеспечения национальной безопасности. Актуальность темы обусловлена, прежде всего интересами национальной безопасности, так как вводя данный правовой институт государство ограждает себя от негативного воздействия иностранных граждан, которые в силу своих определенных качеств могут повлиять на социальные, экономические, политические устои и безопасность России в целом. Автором анализируются нормативная правовая база, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации относительно ограничения прав и свобод иностранных граждан. С учетом полученных результатов, анализа судебной практики и научных взглядов по данной тематике автором используется широкий подход к исследованию понятия «ограничение прав и свобод». В работе указано, что именно обеспечение национальной безопасности является первостепенной задачей государства, при этом даже права и свободы иностранных граждан нельзя ставить «на чашу весов», которые бы перевесили интересы личности, общества и государства. Кроме того в интересах национальной безопасности государство вправе устанавливать в отношении иностранных граждан необходимые ограничения вплоть до применения репрессивных методов, если в этом возникнет необходимость. В заключение дана авторская дефиниция «ограничение прав и свобод иностранных граждан, устанавливаемое в интересах национальной безопасности», а также выявлены факторы, от которых зависит ограничение прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранные граждане, ограничение, права и свободы, правонарушение, правовой режим, правовой статус, безопасность.

 

Restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens and persons

without citizenship as element of safety related system national security

of the Russian Federation

 

Yury V. Morozov,

Lieutenant-colonel of justice, the senior officer of the procedural activity unit of Border Guard Directorate of FSB of Russia on eastern arctic area, the candidate of jurisprudence

 

Abstract. Subject of this research is restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens and persons without citizenship. The purpose of wok consists in research of institute of restriction of foreign citizens and persons without nationality as one of basic elements of ensuring national security. The urgency of a subject is caused, first of all, by interests of national security.  By entering this legal institute, the state protects itself from negative impact of foreign citizens which to certain qualities can negatively affect social, economic, political foundations and safety of Russia as a whole. The author analyzed regularity legal base, position of the Constitutional Court of the Russian Federation and the Supreme Court of the Russian Federation concerning restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens. The author demonstrated the need to use a broad-gauge line to the concept "restriction of the rights and freedoms" taking into account the received results of the analysis of court practice and scientific approaches of this theme. The idea that ensuring national security is a paramount task of the state is specified in this work, thus even the rights and freedoms of foreign citizens cannot be put on «a bowl of scales» which would move interests of the personality, society and the state. Thus, in interests of national security the state has the right to establish necessary restrictions concerning foreign citizens, up to application of repressive methods in case of a need. In, the conclusion of wok author gave in his work a legal definition to the term «restriction of the rights and freedoms of foreign citizens in the interest national security», and also elicited factors from which depend up restriction of the rights and freedoms of the foreign citizens who are lawfully stay in the territory of the Russian Federation.

Keywords: foreign citizens, restriction, rights and freedoms, offense, legal regime, legal status, safety.

_______________________________________________________________________

Сведения об авторе:

Морозов Юрий Васильевич – кандидат юридических наук, подполковник юстиции, старший офицер подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району (683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. Карла Маркса, д. 1/1, каб. 414), e-mail: morozov-j-v@mail.ru.

 

Л.Ю.Зайцева, И.Ю. Блясова

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена проблеме обращения к «традиционным ценностям российского общества», которые воспринимаются важным интегрирующим и воспитывающим фактором. Актуальной задачей является формирование социализированной, социально-ориентированной личности, не противопоставляющей собственные интересы интересам государства и общества. Государство рассматривает такую личность в качестве важнейшего фактора развития регионов. В статье приводится анализ лишь одного из аспектов традиционной ценностной системы – историко-культурного наследия, являющегося составной частью социо-культурной среды региона, обладающего потенциалом развития и региона и человеческого капитала. Статья рассматривает эффективность реализации потенциала историко-культурного наследия в Курганской области. Конкретизируется само понятие «объекты историко-культурного наследия» и их содержание в соответствии с региональным законодательством. Названы ключевые проблемы, связанные с использованием объектов историко-культурного наследия в регионе. Сделан вывод о недостаточно эффективном включении объектов историко-культурного наследия в социо-культурную инфраструктуру. Авторы полагают, что показателями эффективного использования объектов историко-культурного наследия могут служить – доступность объектов для населения в их активном применении для решения задач развития региона и личности. Особое внимание уделено анализу педагогического содержания историко–культурного наследия в формировании личности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает создание исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, возрождения народного искусства, ремесел, развития творческих возможностей личности, самореализации. Показаны такие направления раскрытия потенциала историко-культурного наследия, как музейная педагогика, общественные молодежные объединения, поисковая деятельность, волонтёрство и добровольчество, туризм и библиотечное дело. Отмечено, что педагогическая практика в рамках указанных направлений постоянно обновляется, реализует инновационные технологии. Указаны и наиболее проблемные места в данных направлениях. Обозначены свойства личности, формируемые под воздействием историко-культурного наследия и общественные и педагогические установки на её социально-ориентированную активность.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, личность, педагогизация среды, краеведение, музейная педагогика, регион, волонтёрство, туризм, традиции, ремесла.

 

THE ROLE OF HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE IN THE PERSONALITY’S  FORMATION

 

Lubov Y. Zaitseva,

Professor, Shadrinsk State Pedagogical University

Irina Y. Blyasova,

Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University

Abstract. The article deals with the problem  referring to "the traditional values of Russian society", which are perceived important integrating and raising factor. The characteristic of just one of the aspects of traditional value systems, historical and cultural heritage, which is a part of the socio-cultural environment of the region, with the potential for the region’s development and human capital. The article examines the effectiveness of the implementation potential of historical-cultural heritage in the Kurgan region. The notion "objects of historical-cultural heritage" is clarified and their contents according to local laws. The key issues associated with the use of objects of historical and cultural heritage in the region are regarded. The conclusion about the lack of effective inclusion of objects of historical and cultural heritage in socio-cultural infrastructure is made. The authors believe that the indicators of the effective use of objects of historical and cultural heritage can serve the accessibility of facilities for the population in their active use for the decision of tasks of development of the region and of the individual. Special attention is paid to the analysis of pedagogical content of historical and cultural heritage in the formation of personality. Integrated use of means of socio-cultural activities leads to the establishment of the historical continuity of culture on the basis of national traditions, revival of national art crafts, development of creative abilities, self-realization. Areas of potential historical and cultural heritage as Museum education, public youth associations, search, volunteering and volunteerism, tourism and library science are shown. Some of the most troubled places in these areas are detailed. Personality traits formed under the influence of historical and cultural heritage and on its social and pedagogical placed in its socially-oriented activity are marked.

Key words: historical and cultural heritage, personality, pedagogisation environment, local history, Museum education, region, volunteering, tourism, traditions, crafts.

________________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторах:

Зайцева Любовь Юрьевна – доктор исторических наук, профессор кафедры истории  и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641800, Курганской области,  г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3), e-mail: bluz_68@mail.ru.

Блясова Ирина Юрьевнакандидат педагогических наук, профессор кафедры истории и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641800, Курганской области,  г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3), e-mail: erofeeva_shgpi@mail.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.И. Зарипова

Технология динамического обучения в аспекте индивидуализации образовательного процесса магистратуры

 

В статье представлены особенности применения технологии динамического обучения в контексте индивидуализации образовательного процесса магистратуры высшей школы. Статья содержит  характеристику средств индивидуализации образовательного процесса в российских вузах; описание общих основ концепции динамического обучения и сущности воркшопа, анализ в аспекте индивидуализации практического опыта проведения воркшопа с магистрантами. В ходе исследования под индивидуализацией образовательного процесса в высшей школе понимается способ обеспечения каждому  студенту права на формирование собственных образовательных целей и задач за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению. Результатом индивидуализации в вузе является развитие субъективности студента, которая проявляется в изменениях направленности личности, её ценностных ориентаций, в учебной мотивации, инициативности, целенаправленности и  самостоятельности студента в образовательном процессе вуза. Далее в статье изложены концепция, содержание технологии динамического обучения и рассматривается воркшоп как основная форма реализации технологии при подготовке магистров. Практическим результатом исследования является подборка методов и приёмов технологии динамического обучения студентов магистратуры, развивающих их субъективность, а также описание содержания этапов воркшопа по теме «Проектирование как способ инновационного преобразования  педагогической деятельности» курса «Общенаучные подходы к разработке и реализации образовательных программ» в подготовке магистров по направлению «Образование и педагогические науки» (профиль Педагог-исследователь (методист)). Разработанные рекомендации могут быть использованы преподавателями магистратуры и аспирантуры, педагогами дополнительного образования взрослых, а также ведущими воркшопов в обучающих организациях. На основе апробации в магистратуре воркшопов учебного курса, анализа полученных результатов, анкетирования участников процесса, делается вывод, что технология динамического обучения является средством индивидуализации образовательного процесса в магистратуре.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный образовательный запрос, субъективность, технология динамического обучения, воркшоп, подготовка магистров.

 

TECHNOLOGY FOR DYNAMIC LEARNING IN THE ASPECT OF INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF GRADUATE

 

Elena I. Zaripova,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

 

Abstract. Peculiarities of using the technology of dynamic education in the context of individualization of educational process in magistracy are given in the article. The paper contains the features and the instruments of educational process individualization in Russia, the description of the foundations of the conception of dynamic education and the main point of workshop, the analysis of the practical experience of implementing a workshop by master students.

Individualisation of educational process  in higher school is understood as a mean of supplying every student with rights and possibilities to form personal educational aims and objectives by supplying a possibility to choose a type of an action and gain personal meanings of educational process and personal inquiries connected with educational process . The result of individualization of educational process in higher school is the development of student subjectivity, which displays in changes of orientation of personality, in its axiological orientations, in educational motivation, single-mindedness and independence of a student in educational process  in higher school. Further, the conception, meaning, technologies of dynamic education are undertaken. Workshop is taken as a technology for master students training. Practical results of the research are the collection of methods and technologies of dynamic education of master students, which develop their subjectivity. Also the meaning of milestones of workshop  “Design as a Mean of Innovational Changes in Pedagogical Activity” in the course “Scientific  Approaches to a Design and Occurrence of Educational Programs” is represented in preparation of master students of the program “Education and Pedagogical Sciences” “Pedagog-Researcher (Methodist)”

The given recommendations can be used by lectures in magistracy and postgraduate courses, educational specialists of additional education of adults, workshop moderators in educational institutions. Judging by the results of testing the workshops of an educational course in magistracy, analysis of received results, the results of questioning of the participationals of the process it is concluded that the technology of dynamical education is a mean of individualization of educational process magistency

Keywords: individualization, technology of dynamic education, individual educational inquiry,  subjectivity, workshop, preparation of master’s students.

________________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Елена Игоревна Зарипова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, наб. им. Тухачевского, 14), e-mail: e.i.zaripova@omgpu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.С. Лыкова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНИИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ

 

Линия является одним из основных выразительных средств в рисунке. Ребенок, когда начинает держать карандаш, знакомится с линией. Взрослея, изменяется и характер линии, при помощи которой он рисует. Этапы развития линии в детском рисунке описаны Е.И. Игнатьевым. Он выделяет следующие степени развития линии: 1) простая проволочная линия; 2) сложная нащупывающая линия; 3) штриховая линия; 4) валерная линия. Автором статьи выявлены типичные ошибки в изображении линии в детских рисунках в 1-4 классах на уроках изобразительного искусства. Эти ошибки проанализированы и систематизированы по следующим учебным проблемам: хаотичная линия, небрежная линия, аккуратная линия, разнохарактерная линий, художественно-образная линия, вспомогательная линия. Автор статьи выделяет основные учебные задачи, которые будут направлены на развитие выразительности линии в детских рисунках в начальных классах. В статье ставиться задача развития умения выполнять линии младшими школьниками и графическими и живописными художественными материалами. Для учащихся младших классов предлагается серия уроков, состоящая из двух блоков направленная на развитие выразительности линии в рисунке. В первом блоке – это уроки с использованием графических художественных материалов: фломастеров, цветных восковых мелков. И во втором блоке уроков с использованием живописного художественного материала – гуаши. Описаны и проиллюстрированы уроки изобразительного искусства двух блоков. Впервые в методике обучения акцент развития линии выполняемой ребенком направлен на линию выполненную кистью. Продемонстрированный подход реализует один из принципов художественного образования – пристальное внимание к творческому развитию ребенка.

Ключевые слова: линия, детский рисунок, изобразительное искусство, графитный карандаш, восковые мелки, фломастеры, гуашь.

 

PROBLEM EXPRESSIVENESS DEVELOPMENT IN CHILD'S DRAWING

 

Elena S. Lykova,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

 

Abstract. Line is one of main means of expression in drawing. The child, when he begins to hold a pencil to get acquainted with the line. Growing up, changed and the nature of the line with the help of which he draws. Line development stages in child's drawing was described by E.I. Ignatiev. It identifies the following degree line of development: 1) a simple wire line; 2) difficult to grope line; 3) the dashed line; 4) velarn line. Article author reveals the common mistakes in the image lines in children's drawings in 1-4 classes at lessons of the fine arts. These mistakes are analyzed and systematized in the following educational issues: chaotic line, careless line, trim line, diverse lines, artistically-shaped line, auxiliary line. The author highlights the main learning objectives, which will focus on the development of expression lines in children's drawings in the primary grades. This article aims at providing the ability to perform line younger students and graphic and pictorial art materials. A course of lessons is presented to younger children. The course consists out of two sections. The whole course is dedicated to drawing line expressiveness development. The first section of the course lessons of various graphics art means like felt pens and colorful crayons. The second part of the course is dedicated to the painting art mean like gouache. Are described and illustrated the lessons of the fine arts of the two blocks. For the first time in the development of teaching methods focus line executed child sent to the line made by brush. Demonstrated approach implements one of the principles of art education - attention to the creative development of the child.

Key words: line, children's drawing, graphic arts, graphite pencil, wax crayons, markers, gouache.

________________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Лыкова Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, 14), e-mail: dekanat.izo@mail.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.И. Одинец, Л.Д. Федорова

АНАЛИЗ ЛАБОРАБОРНЫХ РАБОТ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ «ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

Целью работы является представлениеспецифики проведения занятий по дисциплинам, связанных с изучением цифрового телевидения в Омском государственном техническом университете.

В статье рассмотрены основные компетенции будущих специалистов: способность использования на практике умения и навыки в организации научных, исследовательских, проектных работ; способность понимать основные приемы в области радиотехники, выбирать методы и средства их решения; способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов; способность к организации и проведению экспериментальных исследований с применением современных средств и методов.

В качестве примера рассмотрены несколько виртуальных лабораторных работ. Одной из основных выделена рандомизация пакетов транспортного потока, которая выполняется с использованием компьютерной модели. Исследование процессов многопозиционной модуляции в цифровом телевидении на примере метода  16-QAM дает возможность студентам понять, как происходит увеличение скорости передачи информации.

Изучение способов помехоустойчивого кодирования рассмотрено на примерах моделирования процессов внутреннего кодирования, а также на исследовании кода Рида-Соломона при кодировании/декодировании изображений при наличии в канале связи ошибок. Студентам предлагается изучить методы помехоустойчивого кодирования информации, установив начальные параметры кодера, выполнить операцию кодирование/декодирование изображения для нескольких вариантов внесенных ошибок, а также определить максимальное количество ошибок, при которых восстановление сообщения невозможно.

Таким образом, предложенная методика выполнения лабораторных работ и практических занятий показывает повышенный интерес студентов к решению поставленных задач, что способствует расширению спектра профессиональных компетенций в области цифрового телевидения будущего выпускника вуза по направлению «Радиотехника».

Ключевые слова: цифровое телевидение, рандоминизация, кодирование,сигнал, компетенции, радиотехника, виртуальные модели, цифровые фильтры.

 

ANALYSIS LABORARORY WORKS 
THE SUBJECT "DIGITAL TV" IN THE TECHNICAL UNIVERSITY

 

Alexander I. Odinets,

associate Professor, Omsk State Technical University

Ludmila D. Fedorova

associate Professor, Omsk State Technical University

 

Abstract The article discusses the advantages of digital television compared to analogue, namely the possibility of implementing a high-definition television (HDTV), the introduction of interactivity and play services, an increase in the number of television channels. The aim of this work is the presentation of the specific training in disciplines related to the study of digital television in the Omsk state technical University.

The article considers the main competences of the future specialists:he ability to use in practice skills in organizing scientific, research, design works; the ability to understand the basic techniques in the field of radio engineering, to choose methods and means of their solution; ability to operate modern equipment and instruments; ability to organize and conduct experimental studies with the use of modern tools and techniques.

As an example, consider several virtual labs. One of the main highlighted randomization of packets of the transport stream, which is performed using a computer model. Research of processes of multiple modulation in digital television for example method 16-QAM enables students to understand how the increasing speed of information transfer.

The study of methods of noiseproof coding is considered on the examples of modeling of processes of internal coding, as well as to study the reed-Solomon code encoding/decoding of images in the presence of channel errors. Students are encouraged to explore methods of error-correcting coding of information, setting the initial parameters of the encoder to perform the operation encoding/decoding images for several variants of the introduced errors, and to determine the maximum number of errors, in which the recovery of the message impossible.

Thus, the technique of laboratory works and practical studies shows the increased interest of students for problem solving that contributes to extending the range of professional competences in the field of digital television of the future graduates in the direction of  «Radio engineering».

Keywords: digital television, randominity, coding, signal, competence, radio engineering, virtual models, digital filters.

________________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторах:

Одинец Александр Ильич – кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет (644050, г. Омск, пр. Мира, д. 11), e-mail: oai_2001@rambler.ru.

Федорова Людмила Дмитриевна – кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, г. Омск,  пр. Мира, д. 11), e-mail:dm.90@bk.ru.

.


 

В.А. Березовская

ПОЛИСТИЛИСТИКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНЦИЙ

 

В статье с позиции герменевтического и аксиологического подходов решается задача выявления целого спектра музыкально-педагогических интервенций, используемых в полистилистической концепции композитора и педагога Альфреда Гарриевича Шнитке,  равнозначно трансформирующей музыкальное произведение и его стиль, привносящей в музыку историко-культурное измерение, делающей музыкальное произведение многоэффективным аппаратом научной рефлексии музыкальной культуры. Целью работы является рассмотрение и анализ данной концепции композитора на материале музыкально-педагогических интервенций, применяемых в современном музыкальном образовании. К используемым методам относятся культурно-исторический, этнографический, исполнительский и др. Результатом разработанной методики является выработка стратегии музыкально-педагогической работы, позволяющей грамотно выстроить образовательную траекторию; создание благоприятных условий для всестороннего и гармонического развития личности субъекта образовательного процесса. Полученные результаты могут быть применены в музыкально-педагогическом образовании, педагогике искусства, искусствоведении, музыковедении и т.д. Автор статьи пришел к следующим выводам: Альфред Гарриевич Шнитке внес огромный вклад в музыкально-педагогическое образование, предвосхитив появление компетентностного подхода, а также активно применяя герменевтический подход, позволяющий субъекту познать тайные глубинные смыслы и философию музыкального произведения; он стремился создать благоприятные условия для культурологического и прагматического развития целостной личности, особое место уделяя ее индивидуальности; Альфред Гарриевич Шнитке пытался создать природосообразные условия для музыкального образования, являющегося необходимым на генетическом уровне для полноценного умственного труда субъекта, позволяющего стать человеком разумным (homo sapiens); он расширил спектр музыкально-педагогических интервенций, необходимых для дальнейшего социогенеза личности.

Ключевые слова: полистилистика, музыкальное образование, интервенция, инкультурация, индикаторы креативности, музыкальная прегнантность, дискурс, медиум.

.

 

POLYSTYLISTICS ALFRED SCHNITTKE UNDER THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL INTERVENTIONS

 

Vasilisa A. Berezovskaya,

graduate student of the Department of Economic Theory, Federal state budget educational institution of higher education Rostov State Economic University, Rostov- on-Don.

 

Abstract. In the article from the perspective of hermeneutic and axiological approaches the problem of identifying a whole range of musical and pedagogical interventions used in polystylistical concept of the composer and teacher Alfred Schnittke, the equivalent of transforming a piece of music and its style, giving the music a historical-cultural dimension that makes a piece of music megaeffektivnym apparatus scientific reflection of musical culture. The aim of this work is to review and analyze this concept of the composer on the material of musical-pedagogical interventions, used in modern musical education. To used methods include cultural, historical, ethnographic, and performance. The Result of the developed methodology is the development strategy of musical-pedagogical work, allowing to build educational path; creating favorable conditions for comprehensive and harmonious development of the personality of the subject of the educational process. The obtained results can be applied in musical-pedagogical education, pedagogics of art, art history, musicology, etc. The Author came to the following conclusions: Alfred Schnittke made a huge contribution to the musical-pedagogical education, anticipating the emergence of the competence approach, as well as actively applying the hermeneutic approach, allowing the subject to know the secret deep meanings and philosophy of the musical work; he sought to create favorable conditions for cultural and pragmatic development of the whole person, with her personality; Alfred Schnittke was trying to create environmentally friendly conditions for music education, which are necessary at the genetic level for proper mental labor of the subject, allowing you to become the person reasonable (homo sapiens); it expanded the range of musical and pedagogical interventions that are required for further sociogenesis of personality.

Key words: polystylistic, music education, intervention, inculturation, indicators of creativity, music pregnanthot, discourse, medium.

________________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Березовская Василиса Алексеевна – аспирант 4 курса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» (347917, Российская Федерация, Ростовская область, г. Таганрог, ул. 3-я линия, д. 140), e-mail:  vasilisa.berezovskaya@yandex.ru. vasilisaHYPERLINK "mailto:vasilisa.berezovskaya@yandex.ru".HYPERLINK "mailto:vasilisa.berezovskaya@yandex.ru"berezovskayaHYPERLINK "mailto:vasilisa.berezovskaya@yandex.ru"@HYPERLINK "mailto:vasilisa.berezovskaya@yandex.ru"yandexHYPERLINK "mailto:vasilisa.berezovskaya@yandex.ru".HYPERLINK "mailto:vasilisa.berezovskaya@yandex.ru"ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока

дистанционное обучение как технологическое решение

электронной ИНФОРМАЦИОННО-образовательной среды ВУЗА

 

В статье рассматривается электронная информационно-образовательная среда, как одно из требований к условиям реализации программы бакалавриата: приоритетные направления, технологические решения, элементы информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделено дистанционномуобучению как форме обучения в высшем образовательном учреждении. Отражены основные принципы дистанционного обучения, влияниекомпонентов дистанционного на производительность труда преподавателей иповышение эффективности учебной деятельности. Рассмотрена специфика преподавания дистанционного обучения посредством Интернет-технологий. Определяется зависимость успешности и качества дистанционного обучения от эффективности организации и методического качества используемых материалов.Ставится вопрос оборганизации эффективной системы мониторинга формирования профессиональных компетенций студентов и организации обратной связи преподавателя со студентом в качестве важной компоненты учебного процесса. Проведено сравнение распространенных методов контроля в традиционном процессе обучения с видами контроля дистанционной формы. Приведен обзор основных видов и средств контроля знаний при дистанционном обучении. Определены условия для организации текущего контроля и объективной промежуточной аттестации обучающихся с использованием электронных средств в рамках дистанционного обучения, а также меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля при применении Интернет-технологий. Рассматривается балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости студентов и ее реализация в учебном процессе Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Охарактеризованы основные формы контроляпри дистанционном обучении, их возможности, а также некоторые особенности применения электронных средств контроля. Формулируетсяпроблема при эксплуатации системы автоматизированного контроля знаний и умений обучаемых.

Ключевые слова:информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, мониторинг, учебно-познавательная деятельность, рейтинговый контроль.

 

DISTANCE LEARNING AS A TECHNOLOGICAL SOLUTION OF E-EDUCATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

 

Elena V. Kulikova,

Senior Lecturer, Siberian Institute Of Business And Information Technologies

Elena G. Soroka,

Associate Рrofessor, Siberian Institute Of Business And Information Technologies

 

Аbstract. The article deals with electronic information and educational environment as one of the requirements to the conditions of implementation of the undergraduate program: priorities, technological solutions, elements of information and communication technologies. Particular attention is paid to distance learning as a form of training in higher educational institutions. It reflected the basic principles of distance learning, the influence of the components on remote productivity of teachers and improving the effectiveness of training activities. The specificity of teaching distance learning through Internet technologies.The dependence of the success and the quality of distance education on the effectiveness of the organization and the methodological quality of the materials used.The question about the organization of an effective monitoring system of formation of professional competence of students and the organization of teacher with student feedback as an important component of the educational process.Comparison of common methods of control in traditional learning remote control with kinds of forms.An overview of the main types of funds and the control of knowledge in distance learning. The conditions for the organization of monitoring and objective interim evaluation of students with the use of electronic means in the framework of distance learning, as well as measures to ensure the reliability of data carried out by the control in the application of Internet technology. We consider the score-rating system for assessment and management of students' progress and its implementation in the educational process of the Siberian Institute of Business and Information Technology. It describes the main forms of control in distance education, their opportunities, as well as some features of the application of electronic monitoring. We formulate the problem in the operation of the automated control of knowledge and skills of students.

Keywords:information-educational environment, distance learning, monitoring, students’ educational-cognitive activity, rating control.

________________________________________________________________________________

 

Cведения об авторах:

Куликова Елена Васильевна – старший преподаватель кафедры информационных технологий АНОО ВО«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (РоссийскаяФедерация, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1), e-mail: sevpost_rab@mail.ru.

Сорока Елена Георгиевна – доцент кафедры информационных технологий АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1), e-mail: soroka_e_g@mail.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.А. Лебедева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕCКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОБ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования представлений об идеале личности младших школьников, предлагается система психолого-педагогических рекомендаций по формированию направленности личности детей данной возрастной группы. Рассмотрение проблемы идеалов человека проводилось в системе триады «личность − ценность − идеал», опиралось на работы отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов  в данной области. В процессе исследования использовались логико-теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы (модифицированная методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, ориентационная анкета Б. Басса), методы математической обработки (критерий угловое                 преобразование Фишера). В результате исследования рассмотрены традиционные методы и приемы нравственного воспитания, отмечены основные факторы формирования личностной направленности ребенка (особенности воспитания в семье, особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в учебном процессе, общая специфика развития на данном возрастном этапе), получены данные об особенностях представлений об идеале личности младших школьников, проведен сравнительный анализ идеалов детей-жителей г. Саранска русской и мордовской национальности. Научная новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов были разработаны рекомендации по формированию личностной направленности, ценностных ориентиров и идеалов учащихся, предназначенных как для педагогов, так и родителей. На основе полученных данных возможна разработка коррекционных, тренинговых программ как по развитию у детей позитивного ценностно-нравственного мировоззрения в целом, так и по формированию отдельных его составляющих, например, идеалов, ценностей.

Ключевые слова: школьник, личность, направленность, идеалы, ценности, нравственность, развитие, воспитание, деятельность, педагог, семья.

PSYCHOLOGICAL FEATURES PEDAGOGICAL FORMATION OF IDEAS ABOUT THE IDEIL PERSON AT YOUNGER SCHOOL AGE

 

Larisa A. Lebedeva,

Assistant Professor, Ogarev Mordovia State University

 

Abstract. The article deals with psychological and pedagogical features of formation of representations about the ideal person younger students, provides a system of psychological and pedagogical recommendations for the formation of orientation of the person of children in this age group. Consideration of human ideals of the problem was carried out in the system of the triad «personality - value – ideal», was based on the work of domestic and foreign philosophers, educators and psychologists in this field. The study used the logical-theoretical analysis of the scientific literature on the research problem, psychodiagnostic methods (modified technique of «incomplete sentences» Sachs-Levy, orientation profile B. Bass), mathematical processing methods (ȹ criterion * - angular Fisher transformation). The study considered the traditional methods and techniques of moral education, highlighted the key factors of personality of the child focus (especially education in the family, especially the child's relationship with peers in the learning process, the overall specificity of the development at this age stage), obtained data on the individual ideal representations of features younger students, the comparative analysis of the ideals of child inhabitants of Saransk and Mordovia Russian nationality. The scientific novelty and practical significance of this work lies in the fact that on the basis of the results of the analysis recommendations on the formation of a personal orientation have been developed, values and ideals of the students intended for teachers and parents. On the basis of the data available to develop correctional, training programs both in the development of children positive values and moral philosophy in general, and on the formation of its individual components, for example, ideals and values.

Key words: student, person, orientation, ideals, values, ethics, development, education, work, educator, family.

_______________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Лебедева Лариса Александровна – доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68),  e-mail: lebedev2010@mail.ru.

 

 

 

 

 

 

Ю.В. Мартынова

Процесс подготовки будущего учителя к работе

в cовременной общеобразовательной организации

 

Поскольку, происходящие в настоящее время в основной школе изменения, требуют подготовить педагогические кадры, которые будут способны обеспечить социальное взросление подростка посредством организации его учебной и внеучебной деятельности, целью статьи стало рассмотрение процесса подготовки будущего учителя к работе в современной основной школе. Выявлены этапы подготовки будущего учителя, описаны функциональные роли (психолога, проектировщика, менеджера), которыми он овладевает, педагогические условия необходимые для повышения эффективности процесса подготовки будущего учителя. Доказано, что будущий учитель овладевает функциональными ролями посредством решения педагогических задач основной школы (видеть ученика в образовательном процессе; строить образовательный процесс с учетом целей основной школы, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; создавать и использовать образовательную среду). Дано определение процесса подготовки будущего учителя к работе в современной основной школе, под которым понимается процесс, направленный на формирование и развитие способности у будущего учителя овладевать функциональными ролями посредством решения педагогических задач основной школы. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по организации процесса подготовки будущего учителя к работе в современной основной школе, которая включала в себя констатирующий, формирующий и преобразующий этапы. Выявлены критерии и показатели готовности будущего учителя к работе в современной основной школе. Полученные данные преобразующего эксперимента показали, что наибольшие изменения произошли по субъектному и познавательному критериям готовности, улучшились также показатели деятельностного критерия. Таким образом, по окончании опытно-экспериментальной работы можно говорить о положительной динамике ее результатов.

Ключевые слова: подготовка будущего учителя, функциональная роль, учебно-профессиональная задача, педагогическое условие, опытно-экспериментальная работа.

 

 

The process of training future teachers to work in the modern educational organizations

 

Julia V. Martynova,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

 

Abstract. Because, what is happening currently in the primary school change, require to prepare educational personnel who are able to provide social maturation of the adolescent through the organization of its educational and extracurricular activities, the purpose of this article was to consider the process of training future teachers to work in modern primary school Identified the stages of preparation of future teacher described the functional role (psychologist, designer, manager), which he seizes, pedagogical cal conditions necessary for increase of efficiency of process of training of future teachers. It is proved that the prospective teacher possesses functional roles by means of the solution of pedagogical tasks the basics-Noah school (see the student in the educational process; to build the education process with the objectives of the primary school, to establish the interaction with other subjects of educational process; to create and use educational environment). The definition of the process of training future teachers to work in modern primary school, which refers to a process aimed at the formation and development of abilities of future teachers of ovla-to-do functional roles by means of the solution of pedagogical tasks of the primary school. Presents the results of experimental work on the organization of process of training future teachers to work in modern primary school, which included ascertaining, forming and transforming-Suomi stages. The identified criteria and indicators of readiness of future teachers to work in modern primary school. Transforming the obtained data of the experiment showed that the greatest changes came in the subjective and cognitive criteria of readiness, improved performance figure personal criteria. Thus, at the end of the experimental work it is possible to speak about positive dynamics of its results.

Key words: future teacher training, functional role, educational and professional task, pedagogical conditions.

________________________________________________________________________________________________

Сведения об авторе:

Мартынова Юлия Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры французского языка Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (644099, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14.), e-mail: julia_zavgorodneva@rambler.ru.

 

 

Т.В. Милюшенко

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ GPS-ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

 

В статье рассматриваются особенности внедрения перспективных интерактивных GPS-технологий в образовательный процесс в виде виртуального образовательного геокешинга, способствующего развитию лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза. Дается определение нового направления образовательного геокешинга, представляющего собой нетрадиционную интерактивную форму проведения занятий и предполагающего знакомство с достопримечательностями при выполнении творческих заданий с использованием современных спутниковых навигационных систем. В рамках проведенного исследования была выявлена специфика виртуального образовательного геокешинга, заключающаяся в поиске информации с использованием специализированных геопорталов сети Интернет. Одной из задач, реализуемой в рамках данной работы, является определение спектра возможностей виртуального образовательного геокешинга в процессе обучения студентов языкового вуза, а также возможность интеграции в учебный процесс на качественно новом уровне, позволяющем реализовать перспективное направление интерактивного обучения.Исследование показало, что использование виртуального геокешинга позволит организовывать коммуникацию на изучаемом языке в рамках выполнения проекта, а также представить новые лингвострановедческие реалии и особенности их использования. Задачами виртуального геокешинга является также мониторинг и систематизация полученных знаний в результате изучения ряда лингвострановедческих дисциплин.В виду отсутствия комплексных разработок в данном направлении целью исследования является разработка универсальной модели проведения виртуального образовательного геокешинга. Модель представлена двумя базовыми блоками: теоретическим, интегрирующим содержательный и технический компоненты, а также практическим, раскрывающим особенности организации и проведения планируемого мероприятия. Алгоритм предлагаемых действий структурирован и представлен с указанием необходимых ресурсов реализации.

Ключевые слова: виртуальный образовательный геокешинг, GPS-технологии, геопортал, сервисы Google, лингвострановедческая компетенция, интерактивная технология.

 

VIRTUAL EDUCATIONAL GEOCACHING: ALTERNATIVE GPS-TECHNOLOGY FOR DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN LANGUAGE HIGH SCHOOLS.

 

Tatiana V. Milyushenko,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

 

Abstract. This paper addresses the issue of the peculiarities of introducing promising interactive GPS-technologies into educational process via virtual educational geocaching promoting the development of intercultural competence in linguistic high schools. A new trend of educational geocaching is defined as an alternative interactive form of classes providing the realization of projects with the help of modern navigation systems. According to the research virtual educational geocaching specifics is in applying professional geographical portals for searching the information in the Internet. One of the main tasks stated in the paper is defining virtual geocaching potentialities for studying languages as well as their integration facilities for the educational process that can help greatly in modern interactive education. Virtual geocaching enables the proper communication introducing new intercultural realities and their peculiarities while working with the project. It also provides monitoring and systematization within regional studies subjects. Stating the fact of lacking any integrated development it is quite acute to introduce a versatile model of educational geocaching. This model integrates two basic blocks: theoretical unifying context and technical components and practical revealing the peculiarities of organization and realization. The algorithm is structured specifying essential Internet resources.

Keywords: educational geocaching, GPS-technologies, geographical portal, Google Services,intercultural competence, interactive technology.

________________________________________________________________________________________________

 

Сведения об авторе:

Милюшенко Татьяна Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Омского государственного педагогического университета (644043, Российская федерация, г. Омск, ул. Интернациональная, д.6), e-mail: miltanya@mail.ru

 

 

О.А. Фадеева

Проектирование дискурса высшего образования как средства формирования

 профессиональной идентичности

 

Статья посвящена рассмотрению проектирования современного дискурса высшего образования в рамках рефлексивного управления образовательными системами.  В исследовании обосновывается необходимость изучения междисциплинарных явлений в условиях современного социокультурного пространства, изменившегося рынка труда и модернизируемого высшего образования.    Автор описывает сущностные характеристики современной социокультурной ситуации, обосновывает популярность конструктивистских, в том числе, дискурсивных методов исследования, определяет базовые термины новой системы профессиональных стандартов. 

В статье рассмотрено содержание понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная идентичность» с позиций компетентностного подхода.   При рассмотрении понятий «дискурс», «дискурс высшего образования», «профессиональный дискурс» автор опирается на междисциплинарные исследования. 

Дискурс высшего образования представляет собой ценностно – смысловое поле всего корпуса текстов, содержащих концептуальные основы профессионального знания по направлению подготовки, описания норм, законов и образцов профессиональной деятельности, в том числе средствами иноязычной профессиональной коммуникации. В работе рассматривается понятие «иностранный язык для специальных целей», определяется содержание понятий «профессионально – ориентированный языковой материал», «дискурсивная компетенция».

Осваивая профессиональный иноязычный дискурс в рамках курса дисциплины «Иностранный язык», студент осваивает «новые» социальные роли, реализует общение в учебно – профессиональных коммуникативных ситуациях, формируя начальную профессиональную идентичность.

В заключении определено, что проектирование дискурса профессиональной коммуникации ориентировано на успешное формирование «вторичной» языковой личности, готовой к иноязычному общению в профессиональной сфере, осуществляется на основе отбора профессионально-ориентированного речевого материала; использования технологий гуманитарного взаимодействия (критического мышления, рефлексивного мышления), а также разработки диагностического сопровождения дискурсивных практик.

Ключевые слова: социокультурное проектирование, профессиональный стандарт, дискурс, профессиональное иноязычное общение, профессиональная идентичность, дискурсивная компетенция.

 

 

                                     

 

THE DESIGN OF THE DISCOURSE OF HIGHER EDUCATION AS MEANS OF FORMATION

PROFESSIONAL IDENTITY

 

Оlga А. Fadeeva,

Associate Professor, Omsk State Technical University

Abstract. The article covers the issues of social constructivists discourse of the contemporary higher education in purpose of reflexive management of educational institution. The necessity of study of interdisciplinary issues conditioned by modern sociocultural sphere, transformed job market and modernized higher education is conceptualized in the research. The author exposes the characteristics of the contemporary social culture, proves the popularity of constructivist and discursive methods of research and defines the basic notions of the new system of professional standardized system.

The article covers the definitions «professional education», «professional identity» using the competence approach. The author defines the notions of «discourse», «higher education discourse», «professional discourse» with the generalisations of the interdisciplinary researches.  Higher education discourse is assumed to be value field of all corpus of texts on professional body of knowledge on the qualification, containing descriptions of   principles, laws and examples of professional experience by means of foreign professional communication. The article covers the contents of the concepts «foreign language for specific purposes», «professionally – oriented language texts», «discourse competence». 

By acquiring professional foreign communicative experience during the studying a foreign language, a student masters «new» social professional identities, gains learning professional communicative experience in the foreign language, shapes his initial professional identity.

The author comes to conclusion that professional communicative discourse construction targets the construction of the professional linguistic personality, demands the professional value- oriented text selection, application of the humanitarian methods of cooperation (critical thinking method, reflexive thinking method) and construction of assessment of the discursive competence.

Key words: sociocultural construction, professional standard, discourse, professional foreign communication, professional identity, discursive competence.

_____________________________________________________________________________________________

 

Cведения об авторе:

Фадеева Ольга Александровна – кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (г. Омск, 644043, ул. Красногвардейская, д., ауд.315), у-mail: O11155@mail.ru.